|
воззрения, уничтоживший его, джина.
Искажение воззрения, уничтоживший его, джина.
49. Монахи (ниргрантхи) - это пустой колос, "пестрый", "своенравный",
"очистившийся".
50. Их рассматривают по степеням [следующих] аспектов: самоконтроль,
знания текстов, устойчивость, тиртха, положение, аура, возрождение.
*
ГЛАВА 10 (МОКША)
*
1. Благодаря уничтожению "искажения" и уничтожению "препятствующего
воззрению и познанию", а также [благодаря уничтожению] "задержки"
возникают абсолютное познание и воззрение.
2. Благодаря несуществованию причин бандхи и нирджаре
3. [достигается] уничтоженность всех карм - мокша,
4. [что происходит] также и благодаря несуществованию ау-пашамики и
других "удачных" состояний, за исключением абсолютных праведности,
познания, воззрения и "сиддхости".
5. После этого [сиддха] поднимается вверх до конца Вселенной.
6. Так движется [он] благодаря предшествовавшей активности,
неотягощенности, развязанности, присущести такого движения.
7. [Сиддхи] различаются по месту, времени, уделу, полу, тиртхе,
действию, [качеству] пратйекабуддха-бодхита, познанию, фигуре,
интервалу, количеству.
Так заканчивается "Таттвартха-адхигама сутра".
*
ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА
*
Буддизм, представляющий собой одну из трех мировых религий, отличается
от христианства и ислама прежде всего тем, что в нем отсутствует идея
Бога-творца и понятие бессмертия души. В то же время неодобрительное
отношение Будды к метафизическим рассуждениям позволяет оценивать
буддизм не только как "парадоксальную религию" (Ф.И.Щербатской). но и
столь же парадоксальное философское учение.
Дхарма (учение, закон, истина), открытая Шакьямуни в момент
"просветления", включает ряд доктрин, главные из которых: четыре
Благородные истины, восьмеричный путь освобождения от страдания, учение
о взаимозависимости возникновения, о трех сущностных характеристиках
бытия. Каждая доктрина может рассматриваться как объект религиозной
веры, предмет медитации и область теоретической рефлексии. Изначальная
установка буддизма на открытость, учитывающую разнообразие способностей
людей к постижению Истины, сравниваемых с бесконечным различием цветов
лотоса, обеспечила мирное распространение этого учения далеко за
пределами Индии и в то же время обусловила возникновение многочисленных
школ и течений в рамках трех главных направлений: хинаяны (узкий путь,
малая колесница), или тхеравады (букв. "учение старейших"), махаяны
(широкий путь, большая - колесница) и виджраяны (букв. "алмазный путь"),
или эзотерического буддизма. Несмотря на огромное многообразие
направлений и школ в буддизме, некоторые ключевые идеи разделяются всеми
буддистами. К таковым прежде всего можно отнести понятия о дхарме и
нирване. Первое лежит в основе онтологии, второе составляет стержень
нравственного учения.
Изложение учения об элементах (дхармах) бытия и их классификации
является основополагающим для буддийской философии. Однако европейская
буддологическая наука не раскрыла смысла понятия дхармы до появления
работ знаменитого русского востоковеда Ф.И.Щербатского. В современной
буддологии дхарма в целом понимается именно так, как утвердил это
понятие Ф.И.Щербатской в работе "The Central Conception of Buddhism and
the Meaning of the Word Dharma", созданной на основе изучения трактата
Васубандхи "Абхидхармакоша" ("Энциклопедия Абхидхармы").
|
|