|
15. Дживы [заполняют] бесчисленно много и более частей (бхага).
16. Ибо они сокращают и расширяют [область заполняемых ими] прадеш
подобно [свету] лампы,
17. Назначение дхармы и адхармы - обусловливание движения и пребывания;
18. [назначение] пространства - вмещать;
19. [назначение] веществ - обусловливать тело, речь, ум, вдох, выдох,
20. а также приятное, неприятное, жизнь, смерть;
21. [назначение] джив - обусловливать друг друга;
22. времени - делать становление, развитие, последование и предшествование.
23. Вещества обладают осязаемостью, вкусом, запахом, цветом, 24. а также
звучанием, связью, тонкостью, грубостью, "фигурой", делимсотью,
темнотой, тенью, излучением тепла, светимостью.
25. Атомы и "молекулы"
26. возникают через соединение, распад, рекомбинацию.
27. Атомы - через распад.
28. Наблюдаемые [вещества] - через рекомбинацию.
29. [Все] существующее возникает, преходит и пребывает.
30. То, сущность (бхава) чего не преходит, - вечно.
31. Известное постигает неизвестное.
32. Соединение [осуществляется] благодаря "вязкости" и "сухости"
[компонентов],
33. [но] не осуществляется, если эти качества слабо выражены
34. [или] если [оба компонента] имеют одно и то же качество, выраженное
в равной степени.
35. Но [компоненты одинакового качества], если качество одного вдвое
выше качества другого, соединяются.
36. В соединение [вступают] либо равные противоположные качества, либо
высокие [и низкие однородные качества].
37. Субстанция [названа так], ибо имеет качество и проявления. 38. По
мнению некоторых, к субстанциям [относится] и время.
39. Оно [соткано] из бесконечного [количества] моментов (самая). 40.
Качества бескачественны, принадлежат лишь субстанциям.
41. Их сущность (бхава) [именуется] паринама.
42. [Паринама] либо имеет, либо не имеет начала:
43. имеет у обладающих формой.
44. У джив [паринама состоит] в субъективирующем (упайога) 'отражении и
активности.
**
*ГЛАВА 6 (АСРАВА)*
1. Активность (йога) - деятельность тела, речи и ума.
2. Это - асрава.
3. Благая [активность - причина] благоприятной [асравы],
4. неблагая - греховной.
5. [Активность] с омрачениями и без омрачений [дает асраву] длящихся или
преходящих [карм соответственно].
|
|