|
12. Следует узнать это вечное, пребывающее в Атмане; ничего не следует
знать, кроме него.
В помышлении о воспринимающем, воспринимаемом в Движущем высказано все.
Это тройной Брахман.
13. Как не виден облик огня, скрытого [в своем] источнике, [но] основа
[его] не гибнет.
И он снова добывается в [своем] источнике [с помощью] дерева, так,
поистине, в обоих случаях [постигается Атман] в теле с помощью пранавы.
14. Сделав свое тело [верхним] арани и пранаву - нижним арани, Усердным
трением размышления [человек] увидит бога, подобного скрытому [огню].
15. Как сезамовое масло в зернах сезама, масло - в сливках, вода - в
русле реки и огонь - в кусках дерева,
Так постигает в самом себе Атмана тот, кто взирает на него в правде и
подвижничестве.
16. [Он постигает] Атмана, проникающего во все, словно масло,
находящееся в сливках, -
Корень самопознания и подвижничества. Это высшая упанишада Брахмана! Это
высшая упанишада Брахмана!
*
ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ
*1. [Тот], который един, лишен цвета, посредством многообразной силы
творит, [согласно своей] скрытой цели, различные цвета,
И [в котором] в конце и в начале сосредоточена вселенная, он бог; да
наделит он нас [способностью] ясного постижения!
2. Это, поистине, огонь, это солнце, это ветер, это и луна; Это,
поистине, чистое, это Брахман, это вода, это Праджапати.
3. Ты - женщина, ты - мужчина, ты - юноша и, поистине, - девушка. Ты -
старик, ковыляющий с палкой, ты - [новорожденный, поворачивающийся во
все стороны.
4. [Ты] - синяя птица, зеленая [птица] с красными глазами, [облако] с
молнией в [своем] лоне, времена года, моря.
Ты - безначальный, благодаря вездесущности; от [тебя] рождены все миры.
5. [Существуют] нерожденная, единая, красная, белая и черная,
производящая многочисленное потомство, подобное [ей];
И один нерожденный, любящий, лежит рядом; другой нерожденный покидает
ее, вкусив наслаждение.
6. Две птицы, соединенные вместе друзья, льнут к одному и тому же дереву -
Одна из них поедает сладкую ягоду; другая смотрит [на это], не поедая.
7. На том же дереве -- человек, погруженный [в горести мира],
ослепленный, скорбит о [своем] бессилии,
Когда же он зрит другого - возлюбленного владыку и его величие, то
освобождается от скорби.
8. Непреходящий рич - высшее небо, в котором пребывают все боги, -
Что принесет этот рич тому, кто не знает его? Те же, поистине, кто знает
его, сидят здесь вместе.
9. Священные стихи, жертвоприношения, обряды, обеты, бывшее, будущее и
то, что говорят веды, -
Все это творец заблуждения создал из него, в нем и другой связан
заблуждением.
10. Знай же, что пракрити - заблуждение и великий владыка-творец
заблуждения.
Весь этот мир пронизан существами его членами.
|
|