|
**
*ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
*
*
Шветашватара-упанишада
* *
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
* 1. Рассуждающие о Брахмане рассуждают:
В чем причина? В Брахмане? Откуда мы родились? Чем живем? И где основаны?
Знающие Брахмана, [поведайте] - кем ведомые существуем мы в смене
счастья и иных [обстоятельств]?
2. Время, собственная природа, необходимость, случайность, [первичные]
элементы, пуруша - считать ли их источником?
Но сочетание их не [является этим источником] из-за природы Атмана -
ведь и Атман бессилен перед причиной счастья и несчастья.
3. Следовавшие размышлению и йоге видели силу божественной сущности,
скрытую [ее] собственными свойствами.
Что одна правит всеми этими причинами, связанными с временем и Атманом.
4. Ее [мы почитаем как колесо] с одним ободом из трех - частей,
шестнадцатью концами, пятьюдесятью спицами, двадцатью противоположными
спицами.
С шестью восьмерками, с одними многообразными узами, делящуюся на три
пути, с одним заблуждением от двух причин.
5. Мы почитаем ее как реку с пятью рукавами, пятью истоками, могучую,
извилистую, чьи волны - пять дыханий, чье начало - пять чувств.
С пятью водоворотами, с пятью стремительными потоками несчастья,
разделенных на пятьдесят [видов] и пять частей.
6. В этом великом колесе Брахмана, всеоживляющем, всеохватывающем,
блуждает "гусь".
Мысли Атмана и Движущего различны; возлюбленный [же] им, он идет к
бессмертию.
7. Это воспето как высший Брахман, в нем - триада, [он] - твердо
основанный и нетленный.
Знающие Брахмана, узнав, что [содержится] в нем, погружаются в Брахмана;
преданные ему, [они] освобождаются от рождения.
8. Владыка поддерживает все это сочетание тленного и нетленного,
проявленного и непроявленного.
Не будучи владыкой, [индивидуальный] Атман связан, ибо пй природе [он] -
воспринимающий. Познав божество, он освобождается от всех уз.
9. [Существуют] двое нерожденных - знающий и незнающий, владыка и не
владыка, ибо один, нерожденный, связан с воспринимающим и воспринимаемым
предметом.
И [еще есть] бесконечный Атман, принимающий все образы, недеятельный.
Когда [человек] находит триаду, это Брахман.
10. Тленное - прадхана, бессмертное и нетленное - Хара. Тленным и
Атманом правит один бог.
Размышлением о нем, соединением [с ним], пребыванием в [его] сущности
постепенно [прекращается] и в конце исчезает всякое заблуждение.
11. Когда познан бог, спадают все узы, с уничтожением страданий исчезают
рождение и смерть;
Размышлением о нем [достигается] третье [состояние], с распадом плоти -
господство над всем, одинокий достигает [исполнения] желаний.
|
|