|
полагают, что они видят, слышат или чувствуют то, что нельзя увидеть, услышать
или почувствовать; поскольку дьявол очень легко обманывает их, ибо они охотно
принимают на веру образы, которые им только кажутся». Гваицо «Compendium
Maleficarum».
5. Заключенный находится в усиленно охраняемой тюрьме и не может оттуда убежать.
5. Почему дьявол, который наделяет ведьм возможностью летать по воздуху и
пролезать через замочную скважину, не помогает убежать обвиняемым ведьмам?
«Причина, по которой ни одна ведьма не может убежать из тюрьмы в том, что,
получив власть над ними, дьявол стремится, чтобы их отправили на смерть, и они
не смогли бы освободиться от него через покаяние и отречение». Гриландус
«Tractatus de Sortilegiis» (1536).
6. В горных районах часто встречаются нагромождения ледников. 6. «Некоторые из
тех, что были сожжены, признавались, что во время ненастной погоды, дьявол брал
многих из них в горы, чтобы разбивать лед, и огромные кучи льда часто
обнаруживались в горах».
«Errores Gazariorum» (около 1450).
7. Оставленный без присмотра рогатый скот зачастую находят некоторое время
спустя в хорошем состоянии. 7. Ведьмы убивают быка и пожирают его, а затем
оживляют, натягивая кожу на кости.
Б. Спина «Quaestio de Strigibus» (1523).
8. Женщина не может выдержать пытки и признается в своем преступлении. 8.
Дьявол прячется в волосах женщины, подвергаемой пытке, и вдохновляет ее
продержаться как можно дольше. «Но когда боли нет конца, и ее уже не в силах
выдержать самый закаленный человек, она говорит: «Оставьте меня, ибо тот, кто
меня обманывал, уже сказал мне довольно. Теперь я готова говорить правду». И,
как только она освобождается от дьявола, от которого она должна очень
торжественно отречься, она рассказывает всю правду, начиная с того момента,
когда она впервые отдалась дьяволу».
Гваццо «Compendium Maleficarum» (1626).
9. Эразм обнаружил в своем доме блох, столь многочисленных, что не мог ни спать,
ни читать, ни писать (19 ноября 1533 г.). 9. Ведьма в местечке около Килхова
призналась, что насылала целые мешки блох, чтобы заразить чумой Фрейбург. Она
была сожжена.
Демонология
Демонология, т.е. «логия» или наука о демонах, рассматривается здесь как
составная часть теории колдовства, а не как антитеза теологии (наука о Боге).
Теологи исходили из того, что их просвещенные читатели уже имеют некоторое
понятие по поводу проблемы добра и зла. Демонологи же перелагали эту труднейшую
теоретическую проблему простым языком для священников и магистратов низших
уровней. Суд над Жанной д'Арк был международным событием, и ее ответы изучались
не только ее судьями и схоластами, но даже различными факультетами Сорбонны.
Хитроумнейшие вопросы, например, действительно ли святой Михаил был
благосклонен к ней? — рассматривались европейскими экспертами, определявшими
степень ее виновности. Подобным же образом схоласты различали формы обращения к
Дьяволу: просьба означала признание его могущества и, следовательно, была
ересью. Признание же, учитывающее, что Господь дал Сатане некоторую власть
(например, над погодой), ересью быть не могло. Среди других исследователей этой
дилеммы особенно пунктуальным был юрист Гриландус [см. Чародейство].
На практике священники и судьи, которые допрашивали ведьм, не были высоко
образованными людьми — Карпцов жаловался, что большинство судей в Саксонии
грубы и малограмотны. Сами обвиняемые, пусть даже состоятельные и грамотные,
чаще всего были простыми городскими или деревенскими жителями, чье религиозное
образованием не выходило за рамки, определяемые приходской церковью. И для
судей, и для их жертв Дьявол был сверхчеловеческой личностью, воплощением зла;
он действовал подобно безжалостным разбойникам военных лет, чьи повадки были
особенно хорошо знакомы в начале XVIIIfl. Теологи-теоретики подробно обсуждали,
каким образом дьявол мог украсть семя у мужчины и достаточно долго сохранять
его теплым, чтобы оплодотворить женщину [см. Сексуальные сношения с дьяволом] —
на практике же судьи заставляли обвиняемую признаться в сношениях сдьяволом, а
затем выносили ей приговор, не задумываясь о том, теплым или холодным было семя.
«Простонародное мнение, — подводил итог епископ Хатчинсон в 1718г., но это
справедливо и для более раннего времени, — заключается в том, что дьявол в
общем похож на мужчину, но с хвостом, когтями, рогами и раздвоенным копытом».
Специалисты вроде Бодена, дель Рио или Реми, несмотря на всю свою
образованность и опыт, более подробно писали о проделках ведьм (таких, как
договор с дьяволом и шабаш), чем о кознях демонов. Права дьявола не
оспаривались, но его агенты представали перед судом.
Дьявол обладал властью, хотя о ее масштабах не было единого мнения. Вейер,
врач-скептик, писал в 1563г.:
«Сатана обладает большим мужеством, невероятной хитростью, сверхчеловеческой
мудростью, острейшей проницательностью, совершенной рассудительностью,
несравнимым мастерством в плетении самых хитрых интриг и злобной и
беспредельной ненавистью ко всему человечеству, безжалостной и непреходящей».
Французский судья по делам ведьм Боден распространял отличительные признаки
Сатаны на дьяволов, занимающих более низкое положение (1580г.):
|
|