|
Но и сам Гваццо взял это описание у делъ Рио (1599).
Поскольку многие из этих авторов были юристами, теологами или судьями на
ведьмовских процессах, они обладали неоспоримой возможностью развивать теорию
колдовства так, как сами того хотели. Вследствие этого записи признаний,
которые они получали, — это не описания галлюцинации истязуемых женщин, а всего
лишь отражение их собственной фантазии — реальности, еще менее объективной, чем
галлюцинации.
В Англии колдовская истерия протекала намного мягче, чем во Франции или
Германии, вследствие чего и английские теоретики были гораздо рассудительней.
Кроме того, книги экстремистского содержания появились в Англии очень поздно,
когда вера в колдовство уже стала угасать. Единственной ранней параллелью с
европейскими авторами была деятельность короля Якова I. Английские демонологи
никогда не испытывали страшного влияния французских авторов, которые писали в
разгар преследований за колдовство. В числе английских авторов были: король
Яков I «Demonology» (Edinburgh, 1597); Ришар Бове «Pandaemonium» (London,
1684); Натаниэль Кроуч «The Kingdom of Darkness» (London, 1688); Ричард Бакстер
«The Certainty of the World of Spirits» (London, 1691); Ричард Бултон «А
Complete History of Magic» (London, 1715).
Вдохновителям колдовской истерии противостояло небольшое число отважных авторов,
рисковавших своим состоянием и жизнью. Однако, если бы эти авторы не защищали
человеческую честь и порядочность, не отстаивали законность и не выступали
против обскурантизма в пользу здравого смысла, бытование колдовства могло бы
продлиться гораздо дольше. Приведем некоторые имена: Самуэль Кассили «Question
de le Strie» (Pavia, 1505); Иоганн Вейер «De Praestigiis Daemonum» (Basel,
1563); Реджинальд Скотт «The Discovery of Witchcraft» (London, 1584); Германн
Ёитекинд «Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey» (Heidelberg, 1585);
Корнелиус Лоос «De Vera et Falsa Magia» (Cologne, 1592); Алон-сио Салазар де
Фриас [«Regulations for Spanish Inquisition», 1611]; Адам Таннер
«Disputationes» (Ingolstadt, 1617); Иоганн Гревиус «Tribunal Reformatum»
(Hamburg, 1622); Габриэль Ноде «Apologie pour les grands hommes soupconnez ae
magie» (Paris, 1625); Антониус Преториус «Crundlicher Bericht von Zauberey und
Zauberern» (Frankfurt, 1629); Фридрих фон Шпее «Cautio Criminalis» (Rinteln,
1631); Иоганн Маттеус Meucbapm «Christliche Erinnerung» (Schleusingen, 1635);
Герман Аоэр «Hochnotige» (Amsterdam, 16/6); Балтазар Беккер «De Betoverde
Weereld» (Amsterdam, 1691); Роберт Калеф «More Wonders of the Invisible World»
(London, 1700); Христиан Томасиус «De Crimine Magiae» (Halle, 1701); Аоран
Борделон «Histoire des imaginations extravagantes de MonsieurOufle» (Paris,
1710); Френсис Хатчинсон «An Historical Essay Concerning Witchcraft» (London,
1718).
Логика демонологов
Типичные рассуждения демонологов: «С другой стороны, [их] мнения были
поддержаны и оживлены сторонниками, привлеченными их намерением, освящены
особым вдохновением и полны всепобеждающей силы богословских аргументов». —
Лекки, «History of Rationalism in Europe».
Факт Объяснение
1. Престарелый священник 90 лет посажен в тюрьму, ожидает сожжения за
колдовство. В отчаянии он совершает самоубийство, перерезав себе горло. 1.
После того, как он заснул в башне, в отчаянии, что его должны были сжечь за
преступление, в котором он признался, перед ним появился демон и уговорил его
утром в субботу, 25 сентября года 1605, теперь уже прошедшего, перерезать себе
горло ножом; и хотя рана не была настолько серьезной, чтобы вызвать немедленную
смерть, однако демон, находившийся в состоянии бешенства, яростно схватил его
душу и к всеобщему удивлению унес ее в ад. Я видел еще теплого мертвого мужчину,
лежавшего на соломе: всю жизнь он прожил как животное, потому и лежал на
подстилке для животных. Поскольку Всемилостивый Господь вознаграждает каждого
человека в соответствии с его деятельностью, он сделал так, что тот, кто в
течение девяноста лет своей жизни следовал за Сатаной, погиб от рук Сатаны.
Гваицо «Compendium Maleficarum» (1626).
2. Следы скота часто можно обнаружить на пойменных лугах. 2. Свидетели
подтверждают под присягой, что они видели мужчин и женщин, танцующих в хороводе,
некоторых с «раздвоенными копытами, как у буйволов или козла — казалось, что
они были духами в облике похотливых сатиров». Пастух признался, что он играл на
своем посохе и ударял по нему пальцами, как будто это была свирель... Добавим
ко всему этому, что на месте, где они танцевали, был найден круг с явными
отпечатками раздвоенных копыт.
Реми «Uemonolatreiae». Цитируется Г, Мором (1653), Н. Кроучем (1688).
3. Мужчине наскучила его жена, и он отказывается спать с ней. 3. Лигатуры
существуют двух видов... Как я часто видел, муж может испытывать к жене столь
сильное отвращение, что не в силах выносить ее присутствие (так сильно лигатура
мучает его), и он принужден уйти, иногда даже громко плача. /Какье «Flagellum
Haereticorum Fasdnariorum» (1581).
4. Человек склонен к галлюцинациям, особенно, когда он голоден, очень
нервничает или находится в смятенном состоянии духа. 4. «Ежели его здоровье не
крепко, если он страдает от рвоты желчью, если его тело истощено от
продолжительного поста или недосыпания, если он страдает мозговой болезнью или
исключительно робок и склонен к сильным замутнениям сознания, то ни одному из
его [видений] не следует верить, поскольку такие люди, даже когда не спят,
|
|