|
«Очевидно, что дьяволы обладают глубочайшими знаниями обо всем. Ни один
богослов не может истолковать Священное Писание лучше них, ни один адвокат
лучше них на знает законов и установлений, ни один врач или философ лучше них
не разбирается в строении человеческого тела или в силе камней и металлов, птиц
и рыб, деревьев и трав, земли и небес».
Примерно в то время, когда работал Боден, во Франции появилось много небольших
памфлетов, подтверждающих удивительные способности дьявола. Так, например, одна
книжка, опубликованная в Париже в 1619г., имела следующий заголовок:
«Удивительная, но правдивая история, происшедшая в Солье, в Провансе, с
мужчиной, который посвятил себя церкви, но, поскольку он не выполнил своих
обязательств, дьявол отрезал его интимные части».
Михаил Пселл классифицировал дьяволов по месту их обитания [см. Дьявол], и по
крайней мере две их разновидности не имели отношения к ведьмам. Другие
демонологи пытались классифицировать их по степени демонического могущества.
Альфонс де Спина устанавливает 10 разновидностей дьяволов:
1. Парки. Некоторые говорят, что видели парок, снующих нить судьбы; но, если
это так, то они не женщины, а демоны (ибо Августин говорит, что судьбу
определяет воля Божья).
2. Полтергейсты, обычно называемые duende de casa, которые производят мелкие
пакости ночью, вроде разбивания вещей, стаскивания постельных принадлежностей,
имитации шагов наверху. Они передвигают вещи, но наносят незначительный ущерб
[Бинсфельд считал, что полтергейст следует рассматривать как заявление
«нанимателя» о том, что договор расторгнут].
3. Инкубы и Суккубы. Особенно подвержены воздействию этих дьяволов монахини.
Когда они пробуждаются утром, они «обнаруживают себя нечистыми, как будто имели
дело с мужчинами».
4. Марширующие призраки, которые являются в виде толпы людей, производящей
много шума.
5. Домашние духи ведьм, которые едят и пьют с людьми, подражая ангелу из книги
Товита.
6. Демоны, вызывающие ночные кошмары, которые пугают людей во сне.
7. Демоны, образующиеся из семени и его запаха, когда мужчина вступает в связь
с женщиной. Эти демоны заставляют мужчин мечтать о женщинах с тем, чтобы иметь
возможность «получить их семя и создать нового демона» [де Спина в это не
верил].
8. Демоны-обманщики, которые иногда появляются в облике мужчин, а иногда и
женщин.
9. Чистые демоны (но в действительности, возможно, самые отвратительные),
которые нападают только на святых.
10. Демоны, которые обманывают старух (называемых xorguinae или икгчфу), внушая
им мысль о том, что они якобы летали на шабаши [см. Перемещения].
Другие демонологи строили иерархию демонов согласно приписываемой им
способности побуждать людей к совершению 7 смертных грехов. Бинсфелъд. (1589),
например, привел такой список:
Люцифер — гордыня
Маммона — алчность
Асмодей — разврат
Сатана — гнев
Вельзевул — обжорство
Левиафан — зависть
Бельфегор — праздность
В книге «Magus or Celestial Intelligencer», опубликованной в Лондоне в 1801г.,
Френсис Баррет, оккультист, родившийся на два столетия позже, чем следовало бы,
изменил список дьяволов и классифицировал грехи. Маммона стал князем
искусителей и соблазнителей, Асмодей — мстителей за причиненное зло, Сатана —
обмана (обслуживающим ведьм и заклинателей) и Вельзевул — ложных богов. Кроме
того, Пифон был представлен как князь духов лжи, Велиал — вместилище порока
(карт и костей), Мерихим — духов, вызывающих заразные болезни, Абаддонна — войн
и Аста-рот — обвинителей и инквизиторов.
Частью процедуры экзорсизма, до сих пор включаемой в «Rituale Romanum» (издание
1947г.), является допрос вселившегося дьявола. Священник требует, чтобы он
назвал свое имя и ранг, и дьявол, подобно военнопленному, обязан честно
ответить. В известном экзорсизме в Аухе (1618) дьявол назвал свое имя как
«Махонин, третьей иерархической ступени и второго лика архангелов, и добавил,
что прежде, чем войти в тело одержимого, он жил в воде» [см. Экаор-сизм].
Согласно первобытным анимистическим представлениям знание имени дьявола давало
экзорсисту власть над ним.
Бегемот, демон желаний желудка. — Коллин де Планси, «Dictionnaire infernal»
(1863).
Во время экзорсизма люди всегда называли имена дьяволов, вселившихся в них [см.
Фери]. Знакомые с существующей номенклатурой из прочитанного или услышанного на
проповеди, одержимые обычно называли имена, знакомые экзорсисту — если сам
|
|