|
(Хатчинсон).
Невестка Д., Мери Купер, приняла участие в фарсе и обвинила в колдовстве некую
Алису Фримен; последняя пыталась избежать неприятностей, заявив, что она
беременна, но Д. возразил, что, если это так, то она носит плод дьявола! Ее
брат, олдермен (член муниципального совета), поместил Сом-мерса в работный дом,
где рассказал городскому совету о его обмане. Д. настаивал на том, что мальчик
одержим. В марте 1598г. состоялось общественное расследование, но Билли,
напуганный предупреждением, что, если он мошенник, то «заслужил виселицу»,
настаивал на одержимости. Д. таким образом был временно оправдан. Однако на
суде над обвиненными им ведьмами Билли Соммерс признался в некоторых трюках: он
рассказал, что «накапливал во рту слюну и вспенивал ее, пока она не начинала
стекать по подбородку».
Соммерс и Д. были подвергнуты допросу архиепископом Кентерберийским, епископом
Лондонским и двумя лордами — членами Верховного суда. Харснетт, капеллан
епископа, описывает, как Билли Соммерс «доказал», что женщина была ведьмой. Он
знал, когда она должна была явиться в суд.
После чего, зная, когда ушел мастер Даррелл, и учтя время пути и то, что она,
вероятно, будет отрицать, что она ведьма, я около одиннадцати часов сказал тем,
кто был рядом со мной во время одного из моих припадков, что Миллисент Хорсли
подвергается допросу и отрицает все обвинения в колдовстве.
Несмотря на то, что 34 из 44 свидетелей были его приятелями, Д. был заключен в
тюрьму. Это не вызвало удивления у тестя Д., Роберта Купера: «Я всегда
предполагал и верил в душе, что Уильям Соммерс дурачит всех как только может,
что он никогда не был одержим, никто не вселялся в него и не изгонялся из него,
и мистер Даррелл поступал здесь очень нечестно».
Однако у Д. были и поклонники. Так, например, епископ Холл в «Invisible World
Newly Discovered» говорил о нем как о «добропорядочном и страстном проповеднике,
который предпринял и, с благословения Господа, совершил эти прославленные
изгнания злых духов.., чем не только укрепил свою силу, но и снискал немалую
зависть сомневавшихся». Почти через столетие историю ноттингемского мальчика
повторил Ричард Болтон в «Complete history» (1715) в качестве неопровержимого
факта.
Демонологи
После того, как ранние авторы (до 1550г.) определили основные черты колдовской
ереси, и их положения дошли до местных судей, с 1580 по 1620 гг. теория
совершенствовалась и углублялась авторами многочисленных руководств. Этих
демонологов лучше было бы назвать «ведьмологами», поскольку они были более
озабочены преступлениями ведьм, чем кознями дьяволов. Ниже перечислены наиболее
известные авторы этой группы, рассматриваемые в специальных статьях. Ре-ми,
Боге, Гваццо и Синистрари имеются в английских переводах.
Жан Боден «De la demonomanie des sorciers» (Paris, 1580); Питер Бинсфелъд
«Tractatus de confessionibus Maleficorum et Sagarum» (Treves, 1589); Николас
Реми «Demonolatreia» (Lyon, 1595); Мартин АН-туан делъ Puo «Disquisitionum
Magicarum» (Louvain, 1599); Анри Боге «Discours des sorciers» (Lyon, 1602);
Франческо-Мария Г&ащю «Compendium Maleficarum» (Milan, 1608); Пьер де Ланкр
«Tableau de I'inconstance des mauvais anges» (Paris, 1612); Людовико-Мария
Синистрари «De Demonialitate» (1700).
Аргументы, случаи, судебные отчеты, личные наблюдения и авторитет авторов
определили популярность этих книг. Их влияние подкреплялось частыми
переизданиями и постоянным цитированием в менее знаменитых трудах. Во время
расцвета колдовского суеверия было опубликовано много аналогичных книг, не
ставших столь же авторитетными. Среди них можно выделить труды следующих
авторов: Ламбер Дано «Les Sorciers» ([Geneve], 1564); Людвиг Лафатер «De
Spectris, Lemuribus etMagis» (Geneve, 1570); Пьер Ноде «Declamation contre
I'erreur execrable des maleficiers, sorciers» (Paris, 1578); Иоганн Георг
Годелъман «Disputatio de Magis» (Frankfurt, 1584); Джованни Лорен-цо Ананиа «De
Natura Demonum» (Venice, 1589); Хеннинг Гросиус «Magica» (Eisleben, 1597);
Петрус Вальдерама «Histoire generate du monde» (Paris, 161V); «Processus
furidicus contra Sagas» [Cologne], (1629), иногда ошибочно приписываемый Паулю
Лайманну; Генрих фон Шулътхайс «Eine amsfuehrliche Instruction» (Cologne,
1634); Бенедикт Кар-пиов «Practica Nava Rerum Criminalium» (Wittenberg, 1635);
Жак д'Отюн «L'incredulite savante et la credulite ignorante аи sujet des
magiciens et des sorciers» (Lyons, 1671); Барто-ломео Энхорн «Magiologia»
(Basel, 1674).
Пример рассуждений демонологов: как делаются «ведьмины кольца». Генри Мор
(1653) навел справки «о происхождении больших темных колец в траве, которые мы
называем «ведьмиными кольцами», были ли они местом встреч ведьм или местом
танцев тех маленьких крошечных духов, которых называют эльфами или феями». —
Натаниэль Кроуч, «The Kingdom of Darkness» (1688).
Демонологи создали миф о колдовстве, повторяя друг друга, как будто повторение
могло подтвердить достоверность. Так, делъ Рио повторяет положение «Malleus
Maleficarum», источника вдохновения для всех последующих специалистов, о том,
что демон-инкуб спрашивает ведьму, желает ли она забеременеть или нет.
Синистрари, последний из демонологов, заимствует у Гваи,и,о описание клейма
дьявола в виде «заячьего следа, жабы, паука, маленькой собачки или мыши-сони».
|
|