|
отправлены в Эбингтон, но суд признал их невиновными. Вскоре после суда Анна
была передана на попечение Генри Коттона, епископа Солсбери и отца 19 детей,
который обнаружил ее мошенничество, пометив булавки, которые она якобы
срыгивала. 27 августа 1605г. король Яков I подверг ее личному допросу и
отправил на попечение капеллана архиепископа Кентерберийского, Самуэля
Харснетта, который перед этим разоблачил шарлатанство Дж. Даррелла. В
последующие месяцы Анна призналась Харснетту и д-ру Эдварду Джордану, что в то
время, когда она страдала «от естественной хвори», отец побудил ее симулировать
более необычные симптомы, и что она приучилась прятать булавки, которые потом
«выходили» из ее тела. Ричард Нейл, впоследствии (1631) епископ Йоркский, также
активно разоблачал подобные мошенничества. После года дальнейших обсуждении
генеральный прокурор сэр Эдвард Кок обвинил мистера Брайана Тюнтера и его дочь
в преступном сговоре, ряд свидетелей, включая местного викария, утвердили под
присягой сверхъестественные способности Анны, включая способность ее подвязок
без чьей либо помощи завязываться «в узлы наподобие требухи». Чем закончились
эти обвинения, неизвестно.
Необходимо заметить, что данное дело дает ключ к другим случаям аналогичных
припадков у подростков. Установленным фактом является то, что перед ее
«околдовыванием» друзья приносили ей памфлеты и книги о колдовстве. Среди них
была работа самозванного экзорсиста Даррелла, а также трактат об уорбойских
ведьмах. Via подобных книг Анна заимствовала свои идеи: так, домашнего духа,
которого она приписывала Элизабет Грегори, она назвала «Поймай», по имени духа,
упоминавшегося на уорбойском суде. Кроме того, девочка заставила трех женщин
прочитать тот же самый заговор, который был изобретен девушками из Трог-мортона,
заменив упоминавшиеся там женские имена местными: «Во имя Сына и Святого Духа,
да будет так. Аминь. Я, Мери Пепуэлл, приказываю тебе, белая жаба, выйти из
тебя, Анна Гюнтер».
См. также Дети-обвинители.
Даррелл, Джон (ок. 1562-1602)
В «памфлетной войне» с Харснеттом, будущим архиепископом Йоркским, Д. выступал
на стороне экзорсистов. Д. является единственным английским экзорсистом, и
именно его одиозная репутация вызвала появление «Канона 72», запретившего
экзорсизм в англиканской церкви. Благодаря этому в английском колдовстве
отсутствуют мрачные обряды, составляющие яркий колорит французского колдовства.
Д. получил образование в Кембридже и вернулся в свой дом в Менсфилде
(Ноттингемшир), чтобы стать независимым священником. Впервые попытался
произвести экзорсизм в 1586г. над истеричной Катрин Райт из Дербишира. После
целого дня молитв, по подсказке Д. Катрин обвинила некую Маргарет Ропер в
насылании на нее демона по имени Миддлкуб, который якобы овладел ею. Однако
трюк не удался: вскоре Катрин созналась, что симулировала припадки и видения,
«обнаружив, что это смягчает суровость свекра». Магистрат пригрозил Д. тюрьмой.
Не прошло и десяти лет, как Д. снова предпринял изгнание дьявола, ставшее
известным в связи с именем Томаса Дарлинга (Бартонского мальчика). В следующем,
159/г., Д. побывал в Клайвортхолле (Ли, Ланкашир), где произвел экзорсизм над
несколькими членами семьи Николаса Старки, а в ноябре того же года — в
Ноттингеме. Здесь он привлек к себе внимание, публично изгоняя дьявола из
Уильяма Соммерса. Хотя Д. пригласили на должность священника в церковь Св.
Марии, он был вскоре после этого уволен архиепископом Йоркским. В 1599г. Д. был
допрошен в Ламбетском дворце, объявлен мошенником, лишен сана и приговорен к
году тюремного заключения. Остальная часть его жизни прошла в безвестности.
Уильям Соммерс, мальчик из Ноттингема, против своей воли отданный в ученики к
городскому музыканту, бежал от своего хозяина. Когда, вернувшись, он обнаружил,
что должен отработать пропущенное время, иначе хозяин «с радостью избавится от
него, он притворился больным, и действительно простыв от холодного купания,
расстроил свой желудок». Соседи тотчас заподозрили, что он одержим дьяволом и
достали памфлет об уорбойских ведьмах, чтобы сравнить симптомы. Этот памфлет
обеспечил Билли новыми идеями; теперь юнец заявил, что его околдовала «старуха,
которую он повстречал, за то, что он нашел и не отдал ей ленту от шляпы». 5
ноября 1597г. Д., отдохнувший от своих подвигов в Клайвортхолле, был приглашен
изгнать дьявола из мальчика. Д. рассказал Билли о его сходстве с бартонским
мальчиком и о том, что Билли совершенно точно воспроизводит истерические
припадки Томаса Дарлинга — скрежещет зубами, перекручивается так, что «лицо
выворачивается назад, перекашивает рот, пускает пену с губ». Д. объявил, что
мальчик страдает за грехи всего Ноттингема, и попросил всех горожан один день
попоститься. Он «потребовал, чтобы все мужчины отказались от общества своих жен
той ночью, и на следующий день они увидят необычайные вещи».
Д. произнес проповедь, перечислив 14 признаков одержимости, которые Билли
послушно продемонстрировал. «Он говорил, при этом его губы едва шевелились;
осмотрев его, люди увидели, что его язык загнут внутрь, в глотку». Д. перешел к
3 признакам изгнания дьявола, и Билли Соммерс имитировал их по порядку, крича,
разрывая одежду и падая как мертвый. По окончании мальчик выглядел
выздоровевшим, но Д. намекнул на возможное повторение и собрал пожертвования.
Следующий этап наступил, когда Билли обвинил 13 женщин в околдовывании его с
помощью насылания дьявола. Некоторые горожане, усомнившиеся в его истории,
тщательно изучили его обвинения и выявили обман: например, у него не всегда
наступал припадок при приближении ведьмы. Однако те, кто поддержал мальчика,
«имели на это готовые возражения, что дьявол мог и не допустить припадков,
чтобы спасти ведьм, и тем самым заставить усомниться в деяниях Господа»
|
|