|
протеже герцога Бэкингема [см. Возлюбленная д-ра Лэмба]. Основные гонения на
ведьм произошли в 1583г. в Эссексе, в 1633 — в Ланкашире, в 1643-50 — в
Шотландии, в Восточной Англии в — 1645, Нькжастле — в 1649, Кенте — 1652 и
снова в Шотландии в 1661г. Ивен делает следующий вывод:
«Преследования ведьм фактически возникали не в виде отчетливых периодических
волн, прокатывавшихся по всей стране, а скорее в виде спорадических вспышек.
Поток суеверий, служивший причиной преследований, повсюду проявлял себя
отвратительно; а т где фанатизм был особенно свиреп, иногда хватало влияния
одного-единственного человека, чтобы довести рвение до опасной черты».
Примером влияния личности на ход гонений на колдовство являются решения сэра
Хейла Метью (1609-1676) и сэра Холта Джона (1652-1710), поочередно исполнявших
обязанности Главного судьи Англии. Хейл чистосердечно верил, что ведьмы опасны,
и соответственно манипулировал судебной процедурой, чтобы добиться
обвинительного приговора. Его пренебрежение к процессуальным правилам можно
обнаружить на примере Сент-Эдмундского дела (1645) [см. Сент-Эдмундсберийские
ведьмы], когда, признав достоверность «призрачных показаний», судья Хейл
фактически санкционировал салемские казни. В свою очередь Холт поворачивал
судебные процессы в противоположную сторону: ни один из обвиняемых в колдовстве
не был осужден во время его сессий. Под влиянием его авторитета нижестоящие
судьи следовали его примеру; в равной же степени они подражали и Хейлу. На
протяжении длительного времени эти личности имели большее влияние, нежели
знаменитый Хопкинс Метью, —- главный охотник на ведьм, лично ответственный за
сожжение по крайней мере 68 человек, известных поименно, и, возможно, многих
других, поскольку не все отчеты сохранились. Исступление Хопкинса продолжалось
менее года (1645).
Существуют различные мнения о количестве казненных за колдовство в Англии,
вплоть до 70000 за один лишь период действия Уложения короля Якова I (нелепая
цифра, приведенная в книге «Социальная Англия» Джеймса Стила, 1903г.). Ивен
полагает, что за все время действия законов, направленных против колдовства, т.
е. с 1542 по 1736 гг., а практически за сто лет массовых казней с 1566 по 1685
гг., число жертв составило менее 1000 человек. Нет сомнения, что это
максимально приближенные к истине данные, вытекающие из сохранившихся отчетов.
Агнес Уотерхаус, повешенная в Челмсфорде в 1566г., была, очевидно, первым
человеком, казненным за колдовство в Англии в Новое время. Элизабет Хоус была
обвинена в 1564г. в околдовывании, приведшем к смерти, и, очевидно, была
повешена выездной сессией в Эссексе, несмотря на то, что заявила суду о своей
беременности. В 1565г. по аналогичному, видимо, обвинению в Кенте была повешена
Джоан Байден. Последней повешенной стала Элис Молланд из Экстера, казненная в
1684г. После реставрации Стюартов в 1660г. происходило очень мало казней, и все
обвинения в колдовстве основывались на нанесении тяжких телесных повреждений
или убийстве. Последней во Внутреннем округе казнью за убийство с помощью
колдовства стало повешение Джоан Нейвилл 3 сентября 1660г. После казней в
Сент-Эдмундсбе-ри в 1662г., следующая казнь состоялась не ранее 1674г., когда
Анну Фостер казнили за поджег амбаров. Мери Бегьюлэй была повешена в 1675г. в
Честере, а в 1682г. в Эксетере повесили еще трех женщин (по приговору сэра
Френсиса Норта). Кроме того, в 1693г. в Бекклесе, Суффолк, вдова Чемберс,
обвиненная в колдовстве, умерла в тюрьме предположительно после пытки
«хождением» (Хатчинсон). Джейн Уинхем была последней, кого суд присяжных
признал ведьмой в 1712г. в Хартфорде, но исполнение приговора было отложено. И
в сентябре 171/г. в Лестере Джейн Клерк из Грейт-Уигтона вместе с сыном и
дочерью стали последними обвиняемыми в колдовстве, но суд отклонил обвинения. В
1751г. толпа забила Руфь Осборн, подозревавшуюся в колдовстве. Зачинщик
линчевания впоследствии был обвинен в убийстве и казнен. После 1700г.
обвинитель сам подвергался опасности. Так, в 1701г. Ричард Хэтуэй обвинил в
колдовстве Сарру Мордайк. Она была оправдана с оплатой судебных издержек, а
Хэтуэй, «ложно обвинивший Сарру Мордайк в колдовстве без всякой на то причины и
должного основания», был заключен в тюрьму, пока не вышел под залог с
обязательством предстать перед следующей сессией («Архив государственного
суда»), К середине XVШв. колдовство исчезло из законодательства.
По существу, философская основа колдовства как ереси была почти одинаковой во
всех странах и во все периоды охоты за ведьмами, вне зависимости от того, какое
законодательное оформление она получала. Книга Жакъе Никола «Flagellum
Haereticorum Fascinario-шт» («Бичевание Еретиков»), изданная в 1458г.,
охватывала те же территории, что и «Pandaemonium» Бове Ришара (1684), также как
и широко распространенные в Англии труды классиков демонологии с континента,
таких как Крамер, Шпренгер, Воден, Реми и де Ланкр [См. Ди, Джон].
Преследования колдунов в Англии отличались национальной самобытностью, ибо
Ла-Манш предохранял страну от заблуждений, свойственных остальной Европе.
В Англии не было бесчеловечных пыток, ни дыбы, ни тисков — Ни одного из
немыслимых инструментов немецких тюремщиков или инквизиторов. Конечно,
жестокость имела место, и признания извлекались насильственным образом,
особенно во время террора Хопкинса. Но есть разница между тисками или медленно
нагреваемым железным стулом в Бамберге —- и лишением сна, наложением жгутов на
конечности, сажанием на хлеб и воду, которые были пределом жестокостей,
применявшихся к колдунам в Англии.
В Англии никогда не сжигали ведьм заживо у столба — хотя это практиковалось
повсеместно, включая Шотландию. Согласно английским законам, сожжение было
наказанием за государственную измену, поэтому случаи сожжения были единичными,
|
|