|
а в 1790г. эта казнь была вообще отменена. Марджери Джордан была сожжена в
1444г. за государственную измену, а то, что она прибегала к колдовству, было
несущественно. Действительно, в 1432г. ее обвинили в колдовстве, затем
освободили под залог, и обвинение было снято. Два священника, арестованные
вместе с ней, также были освобождены. Матушка Лейкленд в 1654г. в Ипсвиче и
Мери Оливер в 1659г. в Норвиче были сожжены за измену супружескому долгу —
убийство своих мужей. Убийство же любого другого человека, совершенное другим
способом, включая и колдовство, по закону каралось повешением, но не сожжением.
Ложные представления о том, что в Англии когда-то сжигали ведьм, очевидно,
возникли благодаря обманчивому заглавию памфлета, изданного в те годы:
«Исповедь матушки Лейкленд из Ипсвича, привлеченной к суду и осужденной за
колдовство, и принявшей смерть через сожжение в Ипсвиче, в Суффолке, во вторник
9 сентября 1645 года».
Никогда в Англии не было массовых казней, обезобразивших Францию и Германию,
где, согласно хвастливым заявлениям де Ланкра или записям городских хроник
Бамберга или Вюрцбурга, за несколько недель заживо сгорало несколько сотен
человек. Самые массовые казни в Англии — это повешение 19 ведьм в Челмсфорде в
1645г. или 9 ланкаширских ведьм в 1612г.
Детальное описание оргий на шабаше, которое стало основой показаний обвиняемых
во всех французских процессах, не встречается в английских судебных отчетах. В
Англии шабаш состоял в тайном поедании соучастниками баранины в Малкольм-Тауэр
[см. Ланкаширские ведьмы]. Единственный мальчик, рассказавший в суде о щабаше
континентального типа, на поверку оказался подучен католическим священником.
Благодаря Реформации в английских отчетах отсутствуют печальные истории
одержимых дьяволом монахинь, которые, побуждаемые неутоленной страстью, часто
обвиняли священников в аморальном поведении. Секс благоразумно молчал в веселой
Англии — если не считать традиционных (и явно вымышленных) показаний
восьмидесятилетних старух о половых сношениях с Дьяволом. «О шабашах,
священнослужителях дьявола и сатанинских оргиях в Англии не может быть и речи»,
— писал Кеттридж.
Английские процессы имели свои специфические черты. Английские ведьмы и колдуны,
как и все англичане, любили своих животных, и все суды были переполнены
мелкими домашними животными — любимцами своих хозяев; этих животных суд считал
бесенятами, домашними духами или дьяволами. Искусство прокалывания или
обнаружения клейма дьявола, практиковавшееся также и на континенте, было
прерогативой английских судов, редко обходившихся без этого испытания. Дети,
при виде ведьм бившиеся в припадках и приходившие в себя, когда им удавалось
расцарапать обвиняемого до крови, заставлявшие ведьму читать заклинания,
подтверждающие ее виновность — тоже часть английского колдовства.
Относительная простота признаний обвиняемых в английских процессах, свободных
от всевозможной сатанинской чепухи, была обусловлена отсутствием в Англии
централизованного, высокоорганизованного корпуса обвинителей, подобного
инквизиции, подгонявшей все показания под единый шаблон, вымышленный
демонологами. Кроме того, непрерывная деятельность англиканской церкви,
природный скептицизм и относительная кратковременность господства непримиримых
кальвинистов уберегли Англию от формирования альтернативных протестантских
церквей.
Доводы за и против веры в колдовство открыто обсуждались в Англии на протяжении
почти 150 лет (с 1584г.) не только богословами и судьями, но и широкой
общественностью. Писатели имели разные точки зрения на этот предмет. Нигде на
континенте не было такого длительного обмена мнениями. Англия не могла избежать
заблуждений, охвативших всю западную Европу, — количество веровавших в
колдовство поражает, — но она была избавлена от наиболее мерзких особенностей
французских и немецких судебных процессов. Даже во время сильнейших массовых
истерий некоторые порядочные люди выступали против если не всей теории
колдовства, то хотя бы нарушений процесса судопроизводства. Выступления против
охоты на ведьм в те годы, когда она была своего рода патриотическим спортом —
еще одна особенность Англии в истории колдовства.
Краткая история колдовства в Англии содержится в 60 статьях этой «Энциклопедии»
и распределяется следующим образом:
Материалы дискуссий и тексты указов против колдовства см. в статьях: Генрих
VIII: закон 1542г.; Эдуард VI: закон 1547г.; Елизавета: закон 1563г.; Яков I:
закон 1604г.; Георг II: закон 1736г.
Справки о важнейших судах: Челмсфордские ведьмы (1566), Сент-Осайтские ведьмы
(1582), Уорбойские ведьмы (1593), Ланкаширские ведьмы (1612), Фавершем-ские
ведьмы (1645); о процессах в Сент-Эдмундсбери и Челмсфордских процессах (1645)
см. Хопкинс, Метью; Сент-Эдмунд-сберийские ведьмы (1662). См. также Фла-уэр,
Маргарита и Филиппа (1618); Осборн, Руфь (1751); Бэтман, Мэри (1809); Кайте-лер,
Алиса (1324); Кобхем, Элеонора, герцогиня Глостерширская (1441).
Самые известные мошенники: Бартон-ский мальчик (1597); Билсонский мальчик
(1620); Гюнтер, Анна (1604); Лестер-ский мальчик (1620); Обманщик из Пен-дла
(об Эдмунде Робинсе) (1633); Даррелл, Джон; Харснеттп, Самуэль; Дети-обвинители.
О деятельности двух выдающихся юристов — см. Хейл, сэр Мэтью и Холт, сэр Джон;
о Главном охотнике на ведьм — см. Хопкинс, Метью.
Наиболее значительные авторы, писавшие о колдовстве — см.: Бакстер, Ричард;
Бове, Ришар; Кроуч, Натаниэль; Ферфакс, Эдвард; Гланвиль, Джозеф; Яков I, Мор,
Генри; /Теркине, Уильям;
|
|