|
Позиция Г. основывается на том, что Дьявол могущественен и не нуждается в том,
чтобы какая-нибудь старуха осуществляла его злодеяния. Опасность заключается в
том, что введенные в заблуждение христиане принимают притязания старых женщин
за чистую монету и, приписывая Сатане большую силу, ищут помощи у «белых» ведьм.
«Я скажу, что только единый Бог, а вовсе не ведьма, дает дьяволам силу, чтобы
вызывать чуму и другие болезни». Ведьма — соучастница, дьявол — основное
действующее лицо. Но Библия справедливо требует, чтобы ведьмы были преданы
смерти, ибо они — «богохульствующие враги Господа». Пусть они ни разу не хотели
убить или нанести вред кому-либо; пусть они даже, в меру своих представлений,
стремятся делать добро — они все равно должны умереть, ибо они имеют дело с
дьяволом».
Титульный лист книги Джорджа Гиффорда «Discourse» (1587), второй по значению
английской книги о колдовстве. Из БКУ.
В заключение Г. призывает судей проявлять «особую осторожность и мудрость».
Нельзя полагаться на признания ведьм, потому что основным источником информации
для нее является дьявол. «Необходимо беречься, чтобы не оказаться под его
влиянием». Не являются надежными и публичные сообщения о чародействе, ибо «по
клятвам много невиновных осуждено на смерть и пролито много невинной крови».
Гланвиль, Джозеф (1636-1680)
«Блистательный защитник» суеверия и автор очень популярного «Saducismus
Triumphatus, of full and plain evidence ConcerningWitches and Apparitions».
«Полагали, что он поставил веру в призраков и колдовство на непоколебимую
основу науки и философии, —• писал Кеттридж. — Никакая другая работа по этому
предмету не оказала более сильного влияния».
Г. получил степень магистра искусств в Оксфорде в 1658г., сожалея, что не
отправился в Кембридж, и в конце концов стал капелланом короля Карла II. Его
интерес к оккультизму поддерживался верой в то, что наука может объяснить все
сверхъестественные явления, и усилился во время исследования им Полтергейста из
Тедворта.
«Saducismus Triumphatus» опровергал таких скептиков, как Вогстаф и Вебстер. Г
утверждал: «Атеизм возник из саддукейства И те, кто не осмеливаются прямо
заявить, что Господа не существует, удовлетворяются тем, что (в качестве
первого шага) отрицают существование духов или ведьм». Книга Г. обрела успех не
благодаря своей аргументации, а из-за собранных в ней 26 «рассказов» о ведьмах.
Однако лишь один из этих рассказов Г. получил из первых рук, да и то, от
эпилептика. Некоторые из описываемых случаев обсуждались на неофициальных
сеансах, которые проходили в замке Редли, доме леди Анны Конвей, и посещались
ее врачом д-ром Френсисом ван Гелмонтом, Г. Мором, леди Ройдон и ученым
Робертом Бойлем. На эти собрания приходили известные медиумы, которые
демонстрировали свое мастерство.
К сожалению, критерии истинности, которых придерживался Г., едва ли можно
назвать научными: он принимал на веру даже показания участников колдовских
процессов. Так, например, он рассказывает о том, что Ф. Ньютон, обвиненная в
колдовстве, почувствовала сильную боль, когда печная труба в ее тюрьме
нагрелась, и моча околдованной женщины выступила на ней. Или о крестьянине,
бросившем в костер отрубленные уши своего околдованного скота, принудив Юлиану
Кох, 70-летнюю ведьму, ринуться из последних сил, чтобы выхватить их из пламени.
И множество других, столь же неправдоподобных историй, этот член Королевского
общества принимает за чистую правду: «Чем более абсурдными и непостижимыми
выглядят эти рассказы, тем более достоверными кажутся они мне из-за своей
правдивости, пусть скептики и отрицают, что все это могло быть на самом деле».
Подобные легенды ни в коей мере не были ответом на логическую аргументацию
Вебстера или Во-гстафа, и неудивительно, что, как с сожалением признает Г.:
«никакие другие сведения не имеют столь дурной славы и не вызывают у людей
такого беспокойства, как те, что относятся к колдовству и призракам. Над ними
иронизирует и смеется большинство людей (особенно в наше время) и, не долго
думая, презрительно критикуют, называя выдумками и бабушкиными сказками».
Джозеф Гланвиль (1636-1680). Отец современных психологических исследований.
Легко посмеяться над доверчивостью Г., однако, теоретически он пытался
сохранять скептицизм и объективность и тщательно исследовать полученные
свидетельства о сверхъестественном. В этом отношении его можно считать отцом
современных психологических исследований.
Гленлусский дьявол
История дьявола, появившегося в 1654г. в Гленлусе, представляет собой типичный
пример полтергейста, в котором весьма очевидно участие одного подростка. Его
создало совпадение «дьявольской угрозы» (damnum mnatum) старого нищего Эндрю
Агню, которому не подали милостыню, и последующего зла (malum secutam).
Действительно, угроза, «относившаяся к мастеру Томасу Кемпбеллу, (Но намекала
на последовавшие за ней дьявольские козни, за два года погубившие его отца и
мать. Несчастье произошло, и, при повторном совпадении, нищий был повешен.
Томас, скептичный юноша, был сыном Гилберта Кемпбелла, ткача из Гленлуса, около
Ньютон-Стюарта, в Геллоуэе. Томаса отправили в среднюю классическую школу
(колледж) в Глазго, но он боялся, что из-за семейных проблем его могут вернуть
и заставить продолжать дело отца. Поэтому, когда вернувшийся домой мальчик
услышал о нищем, он стал делать фокусы, известные под названием «полтергейст»,
— бросать камни в двери, окна, вниз по дымоходу, подрубать нитки в ткацком
станке и рвать одежду, стаскивать покрывала и рыться в чуланах, шлепать
маленьких детишек и зажигать огонь. Для избавления ткач попросил местного
|
|