|
прекратил преследовать ведьм до тех пор, пока решение о конфискации не будет
отменено. После тяжбы Австрия сняла свои притязания, и ратуша вернулась к
сожжениям. Она экспроприировала собственность четырех состоятельных женщин,
сожженных 23 октября, еще четверых 13 декабря и трех богатых мужчин 22 января
1622г.
Некоторые из горожан поняли, что скоро все будут объявлены колдунами, и
обжаловали практику использования показаний, полученных под пытками. Подобное
заявление подрывало саму основу охоты на ведьм, и городской совет быстро
усмирил оппозицию тем, что сжег двух ее представителей. Затем он вернулся к
делам. 4 мая были сожжены две женщины, 25 мая — еще четыре и один мужчина, 8
июня — две женщины и два мужчины, а 29 августа — еще две ведьмы. Затем
появилось новое препятствие: духовенство пожаловалось, что его доход от
конфискаций слишком мал. И снова суды над ведьмами прекратились, пока ратуша не
достигла соглашения с духовенством. В октябре сожжения возобновились: четверых
сожгли 19 октября и еще стольких же 23 ноября. Но духовенство почувствовало,
что не сможет реализовать своих притязаний, и тайно подучило бсужденных ведьм
отказаться от своих показаний. Поскольку теперь был затронут их карман,
церковники решили опротестовать моральную сторону пыток. Разразился скандал, и
населению Оффенбурга удалось обуздать ратушу по крайней мере на несколько лет.
Таким образом, всего за два года (1628-1629) в одном лишь маленьком городе было
сожжено по обвинению в колдовстве 79 человек (Карл Лемпенс, со ссылкой на
«Offenburger Ratsbucher»). Другой подобный скандал в связи с распределением
прибылей разразился в Хагенау (Эльзас) в 1629г. 29 января были казнены четыре
состоятельных человека, и это вызвало разбирательство между Hexenausshuss,
городской комиссией по колдовству, и Reichsshultheiss, судебными властями,
представлявшими интересы императора. Требования были удовлетворены после
раздела прибылей на три части: комиссии Хагенау, императору и эрцгерцогу
Леопольду как оберландфоггу. При этом городу .указали, что, если выплаты не
будут сделаны, то многие ведьмы избегнут казни, и имя Господне будет опорочено.
Бамбергское епископство превосходило остальных не только в пытках, но и в
извлечении легких денег. Список, составлений в 1631г. после прекращения казней
в конце 1630г., дает представление о размере собственности, изъятой у некоторых
ведьм, сожженных в предыдущем году. Все они были состоятельными гражданами,
например:
Георг Нейдекер, состояние — 100 тысяч флоринов,
Барбара Шлейх, — 2 тысячи флоринов,
Кристина Мильтенбергер — 9-10 тысяч флоринов,
Маргарета Офелер — 7-8 тысяч флоринов
Маргарета Эдельверт — 10 тысяч флоринов,
Каспар Кюрнер, бейлиф из Мюнхберга — 9-10 тысяч флоринов,
Вольфганг Гофмейстер, казначей из Бам-берга — 50 тысяч флоринов.
Документ гласит, что князь-епископ и его люди собрали с казненных 500 тысяч и
еще 222 тысячи с тех, кто еще был в тюрьме (апрель 1631г.).
Когда конфискации запрещали, гонения на ведьм прекращались. Так, когда
император Фердинанд II (1619-1637) запретил все конфискации как грязное дело
(schmutzig), и в тех районах, где указ выполнялся, охота за ведьмами ослабевала.
Ужас (Schrecken) — наиболее подходящее слово для определения охоты на ведьм в 1
ермании. Немногие смельчаки, выступавшие против нее — священники, адвокаты,
коммерсанты — обвинялись в более тяжком преступлении, чем колдовство,
союзничестве с ведьмами. Им угрожали, их пытали, обрекали на молчание, ссылали
или сжигали.
Возможно, наиболее четкое представление об охоте на ведьм в Германии содержится
в немногочисленных личных письмах тех, кто :лучаино выжил, например, Лемп и ее
семьи, или в поразительном послании бургомистра Юниуса к дочери. Даже подневный
отчет о пытке и признании неизвестной женщины в Эйхштадте поражает читателя
меньше. Теория редко трогает сердце, и эти душераздирающие письма лучше, чем
любой список казненных, передают зловещую сущность немецкой охоты на ведьм.
Гиффорд, Джордж (?-1620)
Три года спустя после атаки на охотников на ведьм, предпринятой Скоттом, вышла
книга Г. «Discourse of the Subtle Practices of Devils by Witches and Sorceres»
(Лондон, 1587), за которой последовал его главный труд — «A Dialogue Concerning
Witches and Withcrafts» (Лондон, 1593, переиздан в 1603). Г. — известный своим
нонконформизмом проповедник из Мелдона (Эссекс), центра «страны ведьм».
Последняя его книга создана в форме беседы между суеверным сельским жителем,
его женой, школьным учителем, верящим колдовство, и Даниэлем, осторожным
скептиком. «Dialogue» представляет собой довольно сложную дискуссию по поводу
колдовства. «Дьявол поразил твой ум слепотой и неверием, чтобы ты отвернулся от
Господа и поклонялся ему». Как замечает Эйды, Г. выступает как современный
человек, когда говорит: «Ведьма не способна с помощью домашнего духа или
каких-либо сил или уловок как-нибудь повредить жизни, здоровью или
благосостоянию какого-либо человека с помощью насылания на него болезни или
немощи». Г. «отдает дань распространеннейшим заблуждениям своего времени»,
признавая, что у ведьм есть домашние духи, но он считает, что обманутыми в этом
случае являются сами ведьмы. «Если боров и корова умерли, почему вы уверены,
что кот [домашний дух] ведьмы причинил им вред? Разве они не могли умереть от
естественных причин, ведь, как вы знаете, даже здоровые люди и животные иногда
скоропостижно умирают».
|
|