|
странах; преследования здесь были безжалостнее, чем где бы то ни было. Не
имеющий себе равных по жестокости суд над ведьмами состоялся в 1661г. в
Аиндхейме; его описание и сейчас читается как кошмар [см. Шулер, Иоганн].
Без пыток охотники за ведьмами могли бы найти очень мало жертв. Маркграф Филипп
запретил пытки в 1526г., и о колдовстве здесь не слышали до 1564г., когда с
помощью пытки изобличили жертву, сожженную как ведьму. Суды над ведьмами
умножились лишь после того, как была подавлена оппозиция, протестовавшая против
пыток. Германия была страной пыток. И в этом смысле Бамберг, средоточие ужаса,
не был исключением: во многих городах имелись специальные тюрьмы для ведьм и
«ведьмин-кие башни» (Hexenturm), где применялись одни и те же пытки.
В Теттванге (Вюртемберг, около Констанца) в 1608г. отец семейства умер в тюрьме
от пыток; его жену 11 раз подвешивали на страппадо до признания, а их 12-летняя
дочь в течение одного дня подвешивалась 11 раз, причем к ее ногам привязывали
50 - фунтовый груз. Только через десять недель после этого палач решил, что она
достаточно поправилась, чтобы выдержать дальнейшие пытки и не умереть от них. В
Хагенау (Эльзас) Анну Швагель, 65-летнюю вдову, содержали в тюрьме 4 месяца
(1627-1628). За это время ее несколько раз подвешивали на страппадо, а также
пытали «испанским сапогом». Все это было общепринятой практикой; более
оригинальные методы отражены в различных источниках [см. Библиография].
В отчете о судах в городе Оффенбурге упоминается о пытке с помощью утыканного
острыми иглами железного стула, под которым разводили огонь. Подобное
приспособление почти всегда приводило к признанию в течение 15 минут. В том же
отчете сообщается лишь о двоих, которые не признались: Якобе Линдере,
подвергнутом пытке трижды в январе 1629г., и Готтер Несс, также подвергшейся
пытке три раза в том же году. Когда ее посадили на стул в третий раз 3 декабря
1629г., она была так слаба, что могла умереть в любую минуту. Напротив,
некоторые эксперты считали наиболее эффективным методом получить признание и
имена сообщников — лишение сна, которое применял в Англии Хопкинс. В
распространявшемся в начале XVIIs. в Эльзасе справочнике по ведьмам отмечалось,
что этот простой метод имеет то преимущество, что обвиняемый никогда не Умрет
под пыткой.
Документы опровергают и другое заблуж-:ние, что ведьмы якобы были отбросами
общества. О том, что за люди обвинялись в олдовстве, свидетельствуют два письма
Ду-Рена, священника из Альфтера, около Бонна рициальной резиденции кельнского
архиепископа), к графу Вернеру фон Сальму. Первое описывает ситуацию в начале
ХУНв. ледующим образом: «Я не писал так долго гому, что ничего примечательного
не случалось, кроме яростного сожжения ведьм, знавшегося в Бонне. Сейчас в
тюрьме
находится состоятельная женщина, муж которой недавно был членом боннского
магистрата и хозяином гостиницы «Под знаком цветка». Не знаю, Ваша милость,
были ли Вы с ним знакомы. Возможно, что она и ведьма, и день ото дня
усиливается мнение, что ее казнят, и, без сомнения, некоторые из этих
(лютеранских) тупиц последуют за ней».
Второе, более позднее, письмо иллюстрирует истерию преследований:
«Жертвами погребальных костров в основном становились мужчины. Кажется,
вовлечено полгорода: профессора, студенты, изучавшие право, пасторы, каноники,
викарии и монахи уже арестованы и сожжены. Семьдесят семинаристов готовились
принять сан у его преосвященства; один из них, одаренный музыкант, вчера был
арестован, двух других искали, но им удалось бежать. Канцлер с супругой и жена
его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы
(7 сентября) казнили воспитанницу князь-епископа, девятнадцатилетнюю девушку,
известную своей набожностью и благочестием. Я видел обезглавленного и
сожженного каноника Ро-тензаэ. Трех - четырехлетних детей объявляли любовниками
дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения от девяти до
четырнадцати лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном
состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».
Очень похожий отчет дается и канцлером Вюрцбурга, написанном позднее, в 1629г.
[см. Вюрцбургские суды].
Согласно приведенным письмам, ведьм обнаруживали среди богатых горожан. И это
не было случайностью. Как светские, так и духовные суды одобряли конфискацию
собственности еретика как «второе оружие инквизиции» (пытка была первым). Когда
пахло деньгами, протестанты становились столь же религиозными, как и католики.
Более того, без надежды на скорую наживу лишь немногие светские суды так легко
последовали бы за духовенством. Цольден-Хеппе считает, что протестантские
правители небольших территории превосходили всех яростью преследований.
Иллюстрацией того, как преследование ведьм связывалось с извлечением выгоды,
может служить Оффенбург (Баден), маленький город с населением в 2-3 тысячи
жителей.
В 1627г. несколько женщин из Оффен-бурга были вовлечены в процесс другими
«ведьмами» из соседнего городка Артенбер-га, чья вина уже считалась доказанной;
эти «ведьмы» якобы видели обвиняемых на шабаше на горе Блоксберг. Оффенбургский
штадтсрат (городской совет), действуя через комитет, затем начал поиски ведьм,
особенно среди обеспеченных горожан и собрал большие доходы от пятерых ведьм,
которых он сжег 12 января 1628г. Затем наступило затишье на полгода, пока город
был оккупирован шведской армией. Но 27 июня совет начал с того, на чем
остановился, и стимулировал истерию, объявив награду в 2 шиллинга за каждую
пойманную ведьму. К 7 июля он нашел и сжег 4 богатых женщин. В это время
австрийские власти, которым в городе принадлежала значительная собственность,
объявили, что собственность ведьм переходит к императору. Оффенбургский
штадтсрат, не видя никаких оснований для пополнения императорской казны,
|
|