|
пока колдовская ересь не вошла в повседневную практику.
Однако ее концепция вполне оформилась лишь после Тридентского собора 1563г.,
когда под влиянием ордена иезуитов Германия вновь вернулась в лоно католической
церкви. Подобно тому как доминиканские инквизиторы распространили теорию
колдовской ереси в XVI и XVII вв. по всей Ьвропе, так и иезуиты внедрили ее в
Германии в XVII и XVIII вв. Сначала они набрали силу в Австрии, а затем, в
1590г., несмотря на апатичность местного духовенства, настояли на принятии
законов, с которых в Баварии началось преследование ведьм. Влияние иезуитов
преобладало в Бамбергском, Вюр-цбургском и Трирском епископствах.
В 1589г. Клаудио Аквавита, глава ордена, распорядился, чтобы его члены в
Рейнланде склоняли местных правителей к судебному преследованию ведьм, а
жителей — к доносам на соседей. Священники же, напротив, не Должны были
вмешиваться в процессы. Похожие распоряжения были сделаны и другими иезуитами,
например, Георгом Шерером и Иеремией Дрекселем. А иезуитские богословы, в
частности, Петр Тирский, начали пропаганду в университетах.
Эти внезапные изменения взглядов хорошо видны в отчетах о сожжении ведьм до и
после третьей четверти XVI в.:
Вальдзее (Вюртемберг) 1518-1581
1581-1594 2
28
Энсгейм (Эльзас) до 1571
1571-1620 2
88
Ханн (Эльзас) до 1572
1572-1620 4
150
Оснабрюк (Ганновер) 1583
1589 21
133
Однако католики вовсе не обладали «монополией» на преследование колдовства;
протестанты тоже стали гонителями ведьм, причем не то что бы не менее, а иногда
даже более ярыми. В эту эпоху вера в Бога неразрывно связывалась с убеждением в
существовании его антагониста, и страх и ненависть по отношению к тем, кто
вступал в сношения с последним, распространились во всех государствах империи
как среди католиков, так и среди протестантов. Можно сказать, что лютеране были
даже более «помешаны на дьяволе». В Большом катехизисе Лютера он упомянут 77
раз, а Христос — только 63 раза; и в выявлении врагов Господних они были не
менее принципиальны, чем католики. Так в протестантской Саксонии, в
Кведлинбурге с населением в 12000 человек в один день 1589г. было сожжено 133
ведьмы — одно из самых больших зафиксированных сожжений. 4 красивых девушки
были освобождены палачом, объявившим, что дьявол покинул их.
Неверно утверждать, что одна религия подвергала ведьм большим гонениям, чем
другие, поскольку примитивные люди, мало соприкасавшиеся с какой-либо верой,
часто признавали лишь авторитет личности. Для Бамбергского епископа Готфрида
Иоганна Георга таковым являлся профессор Карпцов из Лейпцига. И все-таки
наиболее жестокие и длительные судебные процессы происходили в католических
княжествах и прежде всего там, где правили князьяцеркви: в Майнце, Бамбер-ге,
Вюрцбурге и Трире, а также Фульдеком аббатстве.
Сожжение заживо в соломенной хижине фрау Пеллер и бургомистра Лиртцена в 1631 г.
Из книги Германа Лоэра «Hochno-tige Klage».
В 22 деревнях, принадлежащих монастырю Св. Максима (в окрестностях Трира), с
1587 по 1594 гг. было казнено 368 ведьм. Хроника утверждает, что 2 деревни были
стерты с лица земли, а в двух других остались в живых лишь две женщины. В
Страсбурге с 1615 по 1635 гг. сожгли 5000 ведьм (Клеле). Католический ученый
Карл Хаас считает, что в протестантских землях Вюр-темберга и Швабии в это же
время гонений было меньше, и, кроме того, они раньше прекратились. Так, в
Пруссии король Фридрих Вильгельм практически прекратил суды над ведьмами в
1714г. (последний состоялся в 1728г.), в то время как в австрийском Тироле в
1707г. был принят наиболее суровый закон против ведьм. В католических районах
лютеранского Вюртемберга гонения усилились в 1746-1747 гг. В католическом
Энлангене (баденском городе, принадлежавшем Австрии) с благословения
Фрейбург-ского университета 24 апреля 1751г. была заживо сожжена женщина. В
1749г. гражданские власти в Вюрцбурге казнили сестру Марию Ренату,
приговоренную епископским судом. И последней за колдовство в Германии была
казнена Анна Мария Швагель в 1775г. Кардинал Гонорий начертал на приговоре
собственной рукой: «Да свершится правосудие».
Преследование ведьм достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны.
Безжалостность воюющих и их религиозный фанатизм стимулировали желание
уничтожать ведьм, хотя во многих местах военные действия вызывали, по крайней
мере, временное прекращение сожжений — в связи с оккупацией этих территорий
шведской армией. После войны истерия редко восстанавливалась в прежнем объеме.
Однако в некоторых местах, особенно пострадавших от войны, время повернулось
вспять. Жесточайшие вспышки гонений отмечались в имперских городах: Эслингене
(Вюртемберг) в 1662-1665 гг. и в Зальцбурге (Австрия) в 1677-1780 гг. Но
военные годы были самыми худшими.
Так, за один 1629г. в Мильтенбурге (архиепископство Майнцское), маленьком
городке с населением 3000 жителей, было сожжено 178 человек и еще 56 в деревнях.
В Бургштадте, с еще меньшим населением, — 77 ведьм, а в небольшой деревне
Эйхенбугель — 19 ведьм.
В Германии колдовская ересь не просто распространилась шире, чем в других
|
|