|
Бамбергский епископат, возглавляемый князь-епископом Готфридом Иоганном Георгом
II, был признанным центром преследования ведьм, однако, когда в 1632г. жители
восстали и приветствовали протестантскую шведскую армию, судебные процессы были
приостановлены до 1636г.
Действия властей часто не отличались последовательностью. Так, вначале иезуиты
допускали колдовство, и их ведущие богословы, например, дель Рио, писали
ужасные книги в поддержку охотников за ведьмами. Позже на этой позиции осталось
меньшинство, и поэтому В. Таннер (1617) и отец Шпее (1631) возглавили борьбу с
обскурантизмом. Лютеранин Карпцов, прозванный «законодателем Саксонии»,
хваставшийся, что он прочитал Библию 53 раза, и считавший себя последователем
Фомы Аквинского, по слухам, отправил на костер 20000 ведьм.
Князь-епископ Фульды Балтазар фон Дер-нбах назначил судьей над ведьмами
Бальта-зара Росса, жестокого фанатика, надеясь с помощью террора усмирить
протестантов. Росс превзошел в садизме Бюирмана, всаживая раскаленные вертелы в
женщин, подвешенных на дыбе. С 1603 по 1606 гг. он казнил 300 человек. Однако в
1606г. новый аббат, Иоганн Фридрих фон Швальбах, прекратил суды и посадил Росса
в тюрьму (до казни в 1618г.), но не за «сожжение невинных», а за «установление
и присвоение непомерных налогов».
Дальнейшие расхождения были обусловлены тем, что для арбитражного рассмотрения
спорных случаев привлекались богословские факультеты университетов, позиции
которых не отличались единомыслием. Например, когда Максимилиан II, герцог
Баварский, решил ввести пытки для ведьм, трое его советников выступили с
возражениями. Тогда он обратился к университетам: Кельнский отверг пытки, а во
Фрейбурге и Ингольштадте их одобрили. Даже в течение одного-двух десятилетии
позиции могли существенно меняться. Во время Бланкенштейнского процесса 1676г.
университет рекомендовал оправдать женщину, обвинявшуюся в убийстве с помощью
колдовства. Спустя же всего 13 лет, в обстановке повсеместной истерии, тот же
университет потребовал сожжения живьем ее дочери по сходному обвинению.
Таким образом, во множестве независимых государств, из которых состояла
Германия, понятие колдовства существенно различалось. Некоторые из них,
например, Австрия, Бавария, Трирское епископство, княжества Бамберг и Вюрцбург,
свободный город Кельн рассмотрены в отдельных статьях; отдельные статьи
посвящены также нескольким частным случаям, иллюстрируют типичную практику
преследования ведьм за два столетия:
Фладе, Дитрих (Трир, 1588)
Лемп, Ребекка (Нордлинген, Швабия, 1590)
Юниус, Иоганн (Бамберг, 1628)
Бюффген, Кристина (Рейнбах, 1631 Кельн)
Неизвестная женщина (Эйхштадт, 1637)
Шюлер, Иоганн (Линдхайм, Гессе-Дармштадт, 1663)
Бланкенштейн, Капгрина (Наумбург, Саксония, 1676)
Алерс, Альте (Саксония, 1694)
Мария Рената (Вюрцбург, 1749)
Швагель, Анна Мария (Кемптен, Бавария, 1775)
Все эти статьи оставляют жуткое и ужасающее впечатление.
Несмотря на различные подходы к колдовству, из судебных отчетов столь различных
государств вырисовывается общий образец немецкого преследования за колдовство,
действовавший на всех германских территориях и отличный от аналогичных судебных
уложений Франции или Англии. И фактически, даже если описать каждое государство
в отдельности, оно не многим будет отличаться от данного образца. Кошмары
следовали один за другим, и, как это явствует из вышеперечисленных статей, даже
теряли свою остроту из-за повторений.
Концепция колдовской ереси пришла в Германию поздно, и суды над ведьмами не
были повсеместными до 1570 или 1580 гг., в то время как повсюду в Европе
массовые суды над ведьмами начинались с XVe., особенно в южной Франции и в
районе итальянских Альп, распространившись затем в Швейцарию, Францию и Тироль.
Молитпор, профессор права в Констанце, посвятивший книгу о колдовстве
эрцгерцогу австрийскому Сигизмунду, основывался на фактах деятельности
инквизитора Крамера из Тироля [см. «Молот ведьм»], организовавшего охоту за
ведьмами. Отсюда «колдовская ересь» стихийно распространилась через южную
Швабию в Вюртемберг и Франконию, а затем в Рейнланд. Единичные суды над
ведьмами отмечались в Гейдельберге в 1475г., Метце — в 1488, Фельсе — в 1506,
Вальдзее в 1518 и Гамбурге в 1521г., а далее повсеместно. Из южной Франции, где
соб-твенная инквизиция, боровшаяся с альбигойцами, еще в XlV в. перешла на
ведьм, поиски ведьм прошли по долине Роны, через Лион и соединились с
тирольской волной во Франш-Конте, Эльзасе и Лотарингии.
Существует ошибочное мнение о народном происхождении понятий о колдовстве. Но
обычные люди не мстили ведьмам, подавая на них в суд. Конечно, злые колдуны
могли подвергнуться линчеванию, но организованного преследования не было
никогда. Оно не могло бы возникнуть без вмешательства священников и пасторов,
которые настраивали безразличных или враждебно настроенных прихожан на веру в
гибельность предполагаемых сношений колдунов с дьяволом. Инквизитор Крамер был
изгнан из Тироля разгневанными жителями. Концепция суда над ведьмами (доносы
неизвестных осведомителей, таинственное и ужасное преступление, заставляющее
приостановить обычную процедуру судопроизводства, пытки, принуждающие к
признанию и сожжение осужденных) была чужда обычному тевтонскому праву. Но, в
отличие от Англии, сохранившей похожую систему англосаксонского обычного права,
Германия заменила ее римским имперским и каноническим законодательством. Новые
идеи распространялись по всей Германии тысячами проповедников (подобных Планчу
в 1507г. или Кайзерсбергу в 1517г.), сотнями законов и руководств для судей,
|
|