|
II. Далее предписывается властью вышеназванных, что впредь и после указанного
24 июня Акт, принятый парламентом Шотландии и девятой сессией парламента
королевы Марии (1562), озаглавленный «Против колдовства», объявляется
отмененным.
III. Далее предписывается, что впредь и после названного 24 июля прекращается
рассмотрение, приведение приговоров в исполнение, слушание уже начатых дел
против лица или лиц за занятие колдовством, чародейством, ворожбой или
заклинанием или за другие преступления с таким же обвинением в любом суде,
какие есть в Великобритании.
IV. И для более действенного предотвращения и наказания любых притязаний на
вышеуказанные искусства и способности, посредством которых невежественные люди
часто вводили в заблуждение и обманывали, далее предписывается, что если любое
лицо будет впредь и далее, после 24 июня, притворяться, что занимается или
использует любые виды колдовства, чародейства, ворожбы или предпринимать
предсказание судьбы, или симулировать знание любой оккультной или хитрой науки
или искусства, или рассказывать, где и каким образом можно открыть украденное
или найти потерянное, то любое лицо, совершившее такое нарушение, будучи
законно признано виновным в обвинительном акте или жалобе в суд в части
Великобритании, называемой Англией, а также в обвинительном акте или печатном
пасквиле в части Великобритании, называемой Шотландией, будет за каждую такую
попытку наказываться заключением на срок до одного года без права освобождения
под залог (поручительство) и единожды в каждом квартале названного года в
городе с рынком в названной страде в течение торгового дня должно стоять
непокрытой головой у позорного столба в течение одного часа и еще должно (если
вынесший приговор суд это решит) внести денежный залог в своем хорошем
поведении, причем сумму и срок должен определить суд присяжных соответственно
обстоятельствам дела, а также определить, на какой срок будет продлено
заключение, пока этот залог не будет внесен.
Германия, колдовство в
Германия была классической страной охоты на ведьм. Если в Англии казнили не
более 1000 ведьм, то в Германии их погибло не меньше 100000. Английское
законодательство запрещало использовать пытки, тогда как в Германии они были
разрешены. Дж. Барр сообщает, что одна женщина была подвергнута 56 различным
пыткам. В Англии ведьм сжигали только после удушения, а в Германии сожжение
заживо было предпочтительным способом казни. Современник, хронист из
Вольфенбюттеля, писал в 1590г.: «количеством столбов место казни напоминало
небольшую рощу». Во время путешествия в Кельн в 1631г. кардинал Альбицци
отметил: «Ужасное зрелище предстало нашим глазам. За стенами многих городов и
поселений мы видели многочисленные столбы, к которым были привязаны бедные и
жалкие женщины, сжигавшиеся за колдовство». В Нейссе (Силезия) палач
предвосхитил нацистов XX века, сконструировав печь, в которой только за один
1651г. зажарил 42 женщины и девушки. За 9 лет он сжег более тысячи человек,
включая малышей от 2 до 4 лет. Такова была действительность охоты на ведьм в
Германии.
В состав Германии входило около 300 больших и малых автономных территорий.
Конституционно они составляли Священную Римскую империю и признавали
Каролинский кодекс 1532г., предусматривавший за колдовство пытки и смертную
казнь. В действительности же каждая земля подчинялась своим законам. Не только
протестантские земли, как, например, Саксония, где закон1572 г. был значительно
суровее Каролинского, но и Бавария игнорировала имперское законодательство.
Иногда это было к лучшему Так, Бернард фон Рейсфельд, архиепископ Мюнстерский,
разрешил в 1563г. судить за колдовство, но так сопротивлялся дальнейшим
преследованиям, что это привело к его отставке в 1566г.
В 1582г. Генеральный синод протестантов Гессель-Касселя установил, что дьявол
властен лишь над теми, кто боится колдовства, и, следовательно, никто не должен
быть осужден за чародейство (Лангин). В 1657г. в Аморбахе (Майнц) судья Даниэль
фон Франкенштейн отказался преследовать мнимых возбудителей бури, уничтожившей
виноградники, потому что сиятельный князь-архиепископ Майнца Иоганн Филипп фон
Шенборн (друг Шпее) освободил ведьм, арестованных ранее.
Правители изменяли законы в соответствии со своими вкусами. Так, Вильгельм III,
герцог Юлиесбергский, находился под влиянием своего врача, скептика И. Вейера,
и герцогство выделялось свободой от преследований. Аишь в 1581г., после
апоплексического удара, герцог уволил Вейера и разрешил пытать ведьм. Филипп
Адольф фон Эренберг, князь-епископ Вюрцбургский, безжалостно уничтожил сотни
ведьм, включая (с одобрения иезуитов) и собственного наследника. Но вскоре
после этой утраты (около 1630г.) он изменил свои взгляды, разрешил погребение
казненных и прекратил суды. Под влиянием идей Фомы Аквинского Фридрих I
Прусский около 1700г. собственноручно наказал одного из своих баронов за то,
что тот казнил 15-летнюю девочку, признавшуюся на исповеди в сношениях с
дьяволом.
В дальнейшем, поскольку преследования ведьм достигли максимума под влиянием
Реформации (1570) и Тридцатилетней войны (1618-1648), когда обширные
пространства переходили от католичества к протестантизму и наоборот, критерии
определения колдовства менялись ежегодно. Так, в 1573г. женщина, обвиненная в
колдовстве протестантским судом в Хагенау (Эльзас), была освобождена. В 1577г.
она снова предстала перед судом, но уже католическим. Судебное разбирательство
продолжалось целый год, женщину 7 раз пытали, наконец исповедали и сожгли.
Одновременно казнили ее соучастника и привлекли еще шестерых женщин.
|
|