|
сохранена во всех последующих законах, вплоть до Якова I.
Выделение в билле лишь некоторых аспектов колдовства является убедительным
доказательством изолированности английского колдовства. Так, например, в нем не
упоминается о договорах с Дьяволом, столь существенных для полностью
сложившихся концепций колдовства Европы и Новой Англии. Но зато в него были
включены различные действия ведьм: гадания по драгоценным кам-1ям, простая
maleficia, симпатическая черная 1гия, с использованием восковых подобий, ольца
и бутылки или переворачивание при-Дорожных крестов с целью обнаружения
спрятанных под ними сокровищ. Само колдовство не считалось преступлением. РД
Кетлин — Главный королевский судья, становил в 1561 г., что изготовление
любо-'ных зелий не является основанием для Привлечения к суду. Закон любопытен
и тем, что в отличие от более поздних актов, в нем не роводится различие
преступлений по степени , и все они, как главные, так и второстепенные,
рассматриваются как уголовные и, следовательно, наказываются смертью.
Билль против заклинаний, колдовства, чародейства и магии
I. Те, кто противозаконно вынашивают коварные замыслы и
а) занимаются колдовством, вызыванием духов, получая с помощью подобных средств
знания для своей собственной выгоды о скрытых сокровищах из золота и серебра,
которые могли бы или могут быть найдены в земле или других потайных местах;
б) используют и занимаются колдовством, магией и чародейством ради причинения
ущерба соседям и их собственности;
в) для своих нечестивых целей изготавливают или заставляют изготавливать
подобия и изображения мужчин, женщин, детей, ангелов или дьяволов, зверей или
птиц;
г) изготавливают короны, скипетры, сабли, кольца, стекла и другие вещи, с верой
в подобные фантастические приспособления, раскапывают и вынимают кресты в
пределах королевства и посредством их заявляют о том, где могло бы находиться
потерянное или украденное;
Все названное не может рассматриваться иначе, как тяжкое преступление против
законов Господа и подданных Его величества, и души таких преступников обречены
на бесчестье перед Господом, лишение всех прав и позор в королевстве.
II. Во исправление вышеизложенного Его величеством королем с одобрения членов
Палаты лордов духовных и светских и Палаты общин, избранных в настоящий
Парламент, данной им властью устанавливается, что любая личность или личности,
которые после 1-го мая будут использовать, заниматься, практиковать или
заставлять использовать или заниматься любыми заклинаниями и вызываниями духов,
колдовством, магией или чародейством, намереваясь:
а) получить или разыскать деньги или сокровища;
б) разорить, уничтожить или испортить кого-либо или его близких или имущество;
в) подстрекать кого-либо к противоестественной любви с нечистыми или
непристойными намерениями;
г) для поругания Христа или извлечения выгоды вырывать или выдергивать кресты,
или посредством вызывания и заклинания духов, колдовства, магии или чародейства
узнавать, где скрыто потерянное или украденное;
Любая попытка совершить вышеуказанное, начиная с 1-го мая будет объявляться и
рассматриваться как преступление. Любое лицо или лица, совершившие
вышеуказанное, их наставники, соучастники и поставщики будут объявляться и
рассматриваться как преступники. В соответствии с данным актом названные
преступники или преступник должны быть осуждены по закону на смерть и
конфискацию имущества, движимого и недвижимого, земель и всего состояния, как и
иные преступники, на основании общих законов королевства, с лишением права
убежища в храме и церковного погребения.
Георг И, закон 1736 г.
Последним в Англии человеком, казненным за колдовство, была Алисия Молланд из
Эксте-ра в 1684г. Последнее обвинение такого рода было предъявлено в 1717г.
Джейн Клерк, но затем отвергнуто судом присяжных. К концу XVIIIe. вера в
практическое колдовство сошла на нет, сохраняясь лишь среди самых
невежественных верующих и необразованных монахов. Еще в 1770г. Дж. Весли
сетовал, что «неверующие изгнали колдовство из мира».
В конечном счете практика оказалась сильнее теории, и в 1736г. закон 1604г. был
отменен. Инициаторами выступили члены парламента Хиткот, Кондуит и Круз.
Новый закон был полной противоположностью старому: ведьм больше не наказывали;
вместо них подвергались преследованию те, «кто считал себя ведьмами». В
определенном смысле подобный курбет напоминает переворачивание вверх дном
положений канона Episcopi буллой папы Иннокентия VIII в 1484г., когда вера в
ведьм была превращена из ереси в догму.
Как ни странно, но по последней статье закона можно преследовать предсказателей
судьбы и в настоящее время — не за то, что они колдуны, а за то, что они
изображают колдунов. В остальном он следует формулировкам предшествовавших
законов. Ирландский закон против колдовства, принятый в 1587г., не был отменен
до 1821г.
I. Настоящим предписывается Его величеством, с всеобщего одобрения и согласия
членов Палаты лордов, как духовных так и светских, и членов Палаты общин
собравшихся на настоящей сессии, данной ему властью, что закон, принятый в пер.
вый год царствования короля Якова I озаглавленный «Акт против ворожбы,
колдовства и сношений с злыми и грешными духами», впредь, с 24 дня июля,
объявляется отмененным, полностью недействительным и недействующим (за
исключением статьи об отмене закона, принятого на пятом году царствования
королевы Елизаветы и озаглавленного «Акт против ворожбы, чародейства и
колдовства»).
|
|