|
веревки, но без касания земли. Из-за резкого толчка его руки и ноги
выворачивались, вследствие чего он испытывал исключительную боль — шок, который
усиливался неожиданным прекращением падения и давлением груза, выкручивавшего
его тело особенно сильно и жестоко».
Вызывание бури
Мнение о том, что ведьмы могут вызывать бури — еще одно традиционное
фольклорное верование, прикрепившееся к теории колдовства. В ХШв. его
истинность была признана такими авторитетами церкви как Фома Ак-винский и
Вонавентура. Благодаря их поддержке общественность быстро приучилась
воспринимать колдовство как ересь. «Этот бесплодный труд, поглотивший массу
времени, все же стал подтверждением истинности данного явления», — писал
Александр Роберте в «Treatise of Witchcraft» (1616). 21 статья «Liber
Poenitentialis» («Уложения о наказаниях», ок. 700г.) архиепископа Теодора
Кентерберийского предусматривала за вызывание бури 5-летнее покаяние с годичным
сроком содержания на хлебе и воде.
Таким образом церковь признавала способ, ность колдунов управлять погодой, что
само по себе было высокой оценкой. Молитор в 1489г. отмечал широкое
распространение веры в то, что колдуны вызывают гром и молнию. Народные
представления связывали вызывание бурь с лапландцами, и Ричард Эден в «Истории
путешествия в Вест- и Ост-Индию» (1577), повторяя Олафа Магнуса описывал, как
финские ведьмы добивались нужного результата:
«Они завязывали три узла на веревочном кнуте. Развязывая один из них, они
вызывали умеренные ветры. Когда они распускали другой, ветер делался сильнее.
Распуская третий, они вызывали настоящую бурю, и в старые времена умели также
вызывать гром и молнию».
В 1563г. король Швеции включил четырех колдуний в свою армию, воевавшую против
датчан, возможно, рассчитывая получить от них помощь такого рода.
Способность вызывать подобные чудеса и добиваться результата, когда церковные
молитвы оказывались бессильными, было трудно отрицать. Следовательно, многие
ведьмы признавались в умении вызывать бурю. Так, они рассказывали демонологу
Реми, что били воду в пруду прутом, вследствие чего она якобы поднималась,
образуя облака, которые можно было направлять, вызывая молнии, град или дождь,
в зависимости от желания ведьы. Следуя за Цезальпинусом, Реми описывает другой
способ вызывания дождя. Маленькая девочка, помогавшая своему отцу в поле, была
удручена его жалобами по поводу засухи. Она, не долго думая, решила помочь ему
и, подражая своей матери, помочилась в маленькую ямку, перемешала получившуюся
грязь и вызвала необходимый дождь. Муж донес на жену, которая была сожжена
заживо как ведьма. Нидер описывает третий способ: мужчина под пыткой признался,
как он бросил жертвенного цыпленка в небо, из-за чего дьявол произвел бурю.
Скотт, насмехавшийся над колдовством как заблуждением, составил длинный список
других средств, с помощью которых «всякие ополоумевшие старухи» расчитывали
влиять на погоду. Скотт внес в список «бросание кусочка кремня через левое
плечо на запад, бросание щепотки морского песка в воздух, смачивание метлы и
разбрызгивание с ее помощью воды, выкапывание ямки в земле и наливание в нее
воды, вываривание щетины борова в кипящей воде, раскладывание палок на сухом
речном берегу или сожжение дотла полыни. Ведьмы признавались во всех этих
действиях, которые, как подтверждали авторы книг, совершались ведьмами, чтобы
вызывать необыкновенно сильные бури и дожди».
«Ведьмы признались в том, что они вызывали бурю с градом на шабаше или где
хотели, чтобы уничтожить плоды земли. Для чего, по их признанию, они били воду
прутом и затем бросали в воздух или воду порошок, который дал им Сатана. От
этого поднималось облако, которое впоследствии превращалось в тучу с градом,
выпадавшим там, где хотели ведьмы. При отсутствии воды они использовали свою
мочу. Гваццо, «Compendium Maleficarum» (1626).
Скотт опускает другие приемы, упоминаемые в различных источниках, такие как
варка яиц в ведре, произнесение заговора, свист (на корабле), варка ребенка в
котле или колочение мокрой тряпкой по камню.
Другой англичанин, Г. Мор, стойкий защитник веры в колдовство, рассказывает
хорошо известную и распространенную у Демонологов историю о зловредной ведьме
Констанции. Подобно злой фее, она рассердилась на то, что ее не пригласили на
свадьбу, Оставшаяся без выпивки и веселья, одинокая и забытая, она попросила
дьявола «перенести ее по воздуху» к горе, возвышавшейся над Деревней. Здесь,
«вырыв ямку и помочивчись в нее», [она] вызвала сильную бурю с градом и
направила ее так, что она прошла только над деревней и обрушилась на плясавших
гостей с [такой] силой, что они были вынуждены оставить это занятие».
Констанция также упоминается Боденом в связи с бурей, уничтожившей урожай
хлеба; Анна Миндлен и некая Агнесс были обвинены, признались и были сожжены.
Мор, рассказав несколько похожих случаев вызывания бури (включая заимствованные
из Вейера), признается: «Я не могу точно сказать, есть ли какая-либо
естественная связь между этими обрядами и возникновением бурь. Но то, что между
ними есть сверхъестественная связь — видно с первого взгляда». Подобное
заключение, сделанное в 1653г., контрастирует с более ранними взглядами, один
из которых приведен Молитором в «De Lamas», 1489г.: «бури, град или отравленный
воздух не являются делом неких злобных женщин, но вызваны действиями природы
или терпимостью божественной воли, которая позволяет дьяволу поражать нас,
возможно, для того, чтобы наказать нас или чтобы принудить искать защиты у
Господа».
В Бодлеанской библиотеке в Оксфорде находится уникальный памфлет, датируемый
|
|