|
совком, Сьюзен обнаружила рдеющую алым огнем внутренность. Сверху она положила
еще несколько свежих кусков торфа, взяв их из угла печки, после чего огонь
заметно оживился. Наконец, ухватив щипцами вылепленное ею изображение Юстасии,
Сьюзен сунула его в самый жар и пристально следила за тем, как оно стало
размягчаться и таятьТЧЗднов-ременно с ее губ слетали какие-то невнятные слова.
Это был поистине странный жаргон — молитва «Отче наш», читаемая задом наперед,
— обычное заклинание, когда ищут помощи у злых сил против врага. Сьюзен трижды
медленно выговорила свое зловещее моление, и к концу его восковая фигурка уже
значительно уменьшилась. Когда воск капал в огонь, в том месте взлетал высокий
язык пламени и, обвиваясь вокруг куклы, слизывал еще часть ее состава. По
временам вместе с воском сваливалась булавка и потом лежала, раскаленная
докрасна, на горячих углях.
Т. Гарди «Возвращение на Родину ».
Другое примечательное дело, касающееся знати, случилось в 1609г. Леди Френсис
Эссекс наняла д-ра Фурмана, чтобы сделать своего мужа импотентом и добиться
аннулирования брака, и наделить необычайной потенцией сэра Роберта Карра, за
которого она хотела выйти замуж. В этом замысле были использованы небольшие
куколки; одна изображала «обнаженную женщину, расчесывавшую перед зеркалом
волосы», а другая — женщину, «великолепно убранную в шелк и атлас». В 1613г.
леди Эссекс вышла замуж за Роберта, сделавшегося графом Сомерсет, но оба были
обвинены в убийстве дворянина, раскрывшего их интригу. Процесс был начат
верившим в ведьм сэром Эдмундом Коком, Верховным судьей Англии, но был прерван
и продолжен королем Яковом I, которого представлял сэр Френсис Бэкон. Графиня и
граф Сомерсет были признаны виновными, заключены в тюрьму, но вскоре прощены.
Симпатическая магия также практиковалась в Европе. Так, король Филипп Красивый
обвинил архиепископа Гишара в покушении на его жизнь с помощью подобий, а
Филипп VI подобным же образом обвинил графа Робера Артуа. В 1347г. св. отец
Этьен Пепин в епархии Клемонт был приговорен к 15 годам одиночного заключения
за изготовление восковых подобий. Епископ Френсис Хатчинсон упоминает о
покушении на жизнь папы Урбана VIII в г., произведенном неким Центини,
племянником кардинала, который вместе со своим помощником, странствующим
монахом, втыкал булавки и иголки в восковое подобие. Центини был казнен.
Боден, известный французский демонолог, считал, что подобия безвредны: они
приводят к конкретному результату не чаще, чем в двух случаях из ста
(«Demonomanie», 1580).
Конечно, демонологи отрицали, что ведьма обладает какой-либо силой, чтобы
вызвать порчу. Maleficium производится невидимым демоном, утверждал Нидер в
«Praeceptorum» (примерно в 1470г.), с соизволения Господа. Подобная теория
создавала для ведьмы дилемму. Втыкание булавок в фигурку не было явной ересью,
но по сути это было колдовство. Действие могло бы превратиться в ересь, если бы
ведьма просила Дьявола о нем, потому что тем самым ведьма признавала бы власть
Дьявола. С другой стороны, если ведьма приказывала Дьяволу навредить с помощью
куклы, тогда это было обычное чародейство, потому что она не допускала, что
Дьявол разделяет власть с Господом. Однако Грилан-дус, известный юрист, верил в
то, что все чародеи, «проявляющие признаки ереси», должны наказываться как
еретики, и любое чародейство, осуществленное ведьмой, которая прямо заявляет о
своем договоре с Дьяволом, является ересью, независимо от характера действия и
исполнителя. Итак, для ведьмы не осталось никакой лазейки: на практике
чародейство было ересью, а ересь, согласно совету церковных судов, наказывалась
смертью. Если иногда втыкание булавок в подобие случайно могли признать простым
чародейством без ереси, тогда ведьма могла быть наказана гражданскими судами.
Однако гражданские суды наказывали простых чародеев еще строже, чем церковные,
и всегда приговаривали их к смерти.
Можно отметить любопытное продолжение истории восковых подобий, отражающее
влияние магии на христианство. При экзорсизме священник должен был изготовить
восковое подобие одержимого дьяволом, добавив, если было известно, имя дьявола
или любой подходящий эпитет, и бросить его в огонь. С этим языческим действием
христианин знакомился при чтении Откровения Иоанна Богослова или Книги пророка
Иеремии (Стампа, «Fuga Satanae», 1597).
Выворачивание рук (squassation)
Последняя пытка, применявшаяся при question extraordinaire (чрезвычайных
допросах), чтобы получить от заключенных сведения об их мнимых помощниках.
Допрашиваемых подвешивали на страппадо, их руки связывали за спиной веревкой,
которую затем прикрепляли к блоку в потолке комнаты для пыток. Жертву поднимали
над землей, а затем неожиданно опускали на несколько футов, так что она почти
касалась земли. Толчок вызывал нечеловеческую боль и полный вывих конечностей.
Чем с большей высоты бросали жертву, тем сильнее была боль. Применение данной
пытки более трех раз («суровая пытка») обычно приводило к смерти. «Очень
суровая» пытка состояла из добавления груза к ногам заключенного, когда он
висел, и из стяжки веревок на руках. Во Франции использовались камни или
свинцовые грузы от 40 до 240 фунтов; в Маконе к висящему телу был подвешен
600-фунтовый груз.
В «History of the Inquisition» (1692) Филипп Лимбох оставил детальное описание
В.р.:
«Руки заключенного связывались за спиной, груз прикреплялся к ногам, после чего
он поднимался вверх, пока его голова не достигала самого потолка. Подобным
образом он висел некоторое время, так что под тяжестью все связки и сухожилия
сильно вытягивались, и вдруг неожиданно он опускался резко с провисанием
|
|