|
согр chre). 26 февраля 1579г. в Абингдоне матушка Стил и три другие женщины
были осуждены за убийство путем изготовления «изображений из красного воска
длиной в пядь и толщиной в три-четыре пальца» и прокалывания их шипом шиповника.
Другие ведьмы, как обнаружилось на процессе над леди Фуллис в 1590г. в
Шотландии, втыкали в фигурки наконечники стрел. Если восковая фигурка
оставалась спрятанной, жертва должна была испытывать недомогание в течение
«жизни» фигурки, обычно равнявшейся двум годам. Глиняное подобие обычно
изготовлялось из отвратительных составляющих: земли со свежей могилы, пепла от
сожженных костей мужчины или женщины, черных пауков, «с внутренней частью из
бузины, вымоченной в воде, в которой полоскались жабы» («Examination of Jonh
Walsh», 1566). Глиняное подобие могло быть помещено в реку с тем, чтобы его
унесла вода. И если такое подобие проколоть там, где должно быть сердце, жертва
умирала в течение 9 дней.
Восковые подобия часто представлялись на «Дворянских судах». Госпожа Кобхем,
жена герцога Глостерширского, в 1442г. была обвинена в «чародействе и
некромантии», в соучастии в заговоре против короля Генриха VI. Главными
обвиняемыми, осужденными на суде, были преп. Роджер Болин-брок и каноник Томас
Саутвелл, причем первый был повешен, обезглавлен и четвертован, а другой умер в
тюрьме. Герцогиня Глостерширская была привлечена к суду, потому что она якобы
попросила двух клириков сделать предсказание о жизни короля и приказала некой
Марджори Джордмейн, «ведьме из Эя», сделать «подобие из воска, представляющее
короля, который с помощью их чародейства потихоньку начал чахнуть. Она
намеревалась тем самым в конце концов подорвать здоровье короля и привести его
к смерти («Chronicle» Хейла, 1548). Марджори Джордмейн была сожжена за измену,
а герцогиня приговорена к публичному покаянию и пожизненному заключению.
16 апреля 1594г. Фердинанд Стэнли, граф Дерби, умер после 12 дней странного
заболевания, во время которого его 52 раза вырвало 29 раз У него был
жесточайший понос. За 5 дней до смерти в его спальне было обнаружено «подобие
из воска с волосами, похожи-на волосы его превосходительства, коими был обернут
его живот от пупка до интимных мест» (Джон Стоу, «Annales», 1631). Слуга
выбросил подобие в огонь, полагая, что подобное действие успокоит ведьму, «но
вышло иначе, несмотря на его любовь и преданность, поскольку после того, как
фигурка растаяла, граф все более и более угасал». Граф поверил, что он был
околдован. Однако очевидно, что фигурка была прикрытием, потому что у графа
проявились признаки отравления и «его рвота была окрашена серебром и черными
металлами». В дальнейшем подозрение пало на главного конюшего, который сбежал
(Хатчинсон, «Historical Essay on Witchcraft», 1718).
В романе «Возвращение на Родину» (1878) Т. Гарди дает классическое описание
колдовства, происходившего в Англии в середине XIX в.:
Со свечой в руке она прошла в заднюю комнату, служившую кладовой, где среди
прочей утвари стояли две больших коричневых миски, содержавших около центнера
жидкого меда весь сбор прошлого лета. На полке под мисками лежала плотная и
гладкая желтая масса в форме полушария — воск того же сбора. Сьюзен сняла с
полки этот ком, отрезала от него несколько ломтиков, сложила их в ковш и,
вернувшись в жилую комнату, поставила его на горячую золу в очаге. Как только
воск расмягчился до консистенции теста, она тщательно перемесила ломти. И
теперь на ее лице появилась более внимательное выражение. Она продолжала
разминать воск, и видно было, что она старается придать ему определенную форму
— именно форму человека.
Нагревая и разминая, надрезая и скручивая, расчленяя и соединяя вновь, она
через четверть часа слепила фигурку высотою в шесть дюймов и в достаточной мере
похожую на женщину. Затем положила ее на стол, чтобы она застыла и отвердела. В
ожидании, пока это сделается, Сьюзен взяла свечу и поднялась наверх, где лежал
мальчик.
- Ты не заметил, милый, что сегодня было на миссис Юстасии, кроме темного
платья?
- Красная лента на шее.
- Может, еще что вспомнишь?
- Да нет-вот только на ногах сандалии.
- Красная лента и сандалии, — повторяла она про себя.
Сьюзен принялась копаться в своих вещах, пока не отыскала обрывок узенькой
красной ленты; его она отнесла вниз и завязала вокруг шеи вылепленной фигурки.
Потом достала пузырек с чернилами и гусиное перо из расхлябанного письменного
столика у окна, зачернила ноги изображенья в тех местах, которые
предположительно должны были быть закрыты туфлями, и на подъеме каждой ноги
прочертила крест-накрест черные полоски, приблизительно так, как ложилась
шнуровка в модных тогда туфлях-сандалиях. Наконец, голову куклы она обвязала
черной
ниткой, в подражание ленте для волос.
Отведя руку, она некоторое время созерцала плоды своих трудов с удовлетворением,
но без улыбки. Всякий, знакомый с обитателями Эгдонской пустоши, узнал бы в
этом изображении Юстасию Ибрайт.
Из своей рабочей корзинки она достала бумажку с наколотыми на нее булавками:
булавки были такими, какие выделывались в старину, — длинные и желтые, с
головками, имевшими склонность отваливаться при первом же употреблении. Их она
со злобной энергией принялась втыкать со всех сторон в восковую фигурку — в
голову, в плечи, в туловище, даже в ноги снизу сквозь подошвы,— пока не
воткнула не меньше пятидесяти, так что вся кукла ощетинилась булавками.
Затем она подошла к очагу. Топливом служил торф, и высокая кучка золы, какая
обычно остается от торфа, снаружи казалась темной и погасшей, но, пошевелив ее
|
|