|
жены.
3. Прелюбодеяние с «несколькими и разными личностями» и сожительство с Бесси
Уимс, «служанкой, которую он держал в своем доме двадцать лет, и все это время
возлежал с ней так бесцеремонно, будто она была его женой».
4. Содомия (скотоложство) с кобылами и коровами «и особенно осквернение себя
связью с кобылой, на которой он ездил по Западному округу около Новых Мельниц».
Очевидно, колдовство считалось само собой разумеющимся, хотя формально и не
выдвигалось в качестве обвинения, но упоминалось в показаниях. Сестра майора В.
была обвинена вместе с ним в кровосмешении и колдовстве, «но особенно за беседы
с ведьмами, некромантами и дьяволами».
«Замечали, что его дом, теперь, как известно, покинутый всеми людьми, иногда в
полночь наполнялся светом и странными звуками танцев, воем и, что удивительнее
всего, шумом прялки. Некоторые даже иногда видели, как майор около полуночи
выходил из дверей, садился на черную лошадь без головы и скакал галопом в вихре
пламени» (Р. Чамберс, «Traditions of Edinburgh», 1825).
Главным показанием против В. было его собственное признание и показания
свидетелей о том, что В. делал подобные признания в их присутствии. Однако его
золовка Маргарет показала, что, когда ей было 27 лет, «она видела майора,
своего шурина и ее сестру Джейн, лежащих вместе в амбаре в Бикет-Шоу, и еще
видела их вместе нагими в постели, и что она находилась этажом выше и слышала,
как кровать тряслась, и слышала неприличный разговор между ними». Майор В.
признался в скотоложстве с кобылой в 1651 или 1652г. и сказал, что женщина
видела его в это время и подала жалобу, но никто не поверил ей, и она была
«проведена по городу [Ленарку] и высечена общественным палачом за клевету на
такого замечательного святого человека».
Джейн сыпала историями о домашних духах, которые, помогая ей, выпрядали
«необычайное количество пряжи быстрей, чем это могли бы сделать три или четыре
женщины». Много лет назад, будучи учительницей в Далкейте, она продала свою
душу Дьяволу, проговорив в присутствии маленькой женщины: «Все мои беды и
горести, убирайтесь за дверь!» В 1648г. они с братом «ездили из Эдинбурга в
Муссельбург и обратно, в карете, запряженной шестеркой лошадей, которые
казались огненными». Джейн В. представила в качестве улики трость майора,
сделанную из терновника и украшенную резными головами, якобы служившую
волшебной палочкой. После этой подсказки окружающие вспомнили, что В. всегда
держался за свою палку во время молитвы, как будто хотел получить вдохновение
от Дьявола.
Большинство судей признали майора В. виновным. Джейн В. была признана виновной
единогласно.
Майор В. был удушен и сожжен недалеко от Эдинбурга 11 апреля 1670г., а его
сестра Джейн — на следующий день на Зеленном рынке в Эдинбурге. На лестнице она
обратилась к толпе, проявив сочетание тонкой проницательности и религиозной
чувствительности: «Я вижу большую толпу людей, пришедших сюда сегодня поглядеть
на смерть бедного старого, несчастного существа, но считаю, что немногие среди
вас скорбят и плачут о поруганном Писании».
Это событие было запечатлено во множестве памфлетов и личных дневников и
продолжало обсуждаться по крайней мере все последующее столетие. Дом Вейров в
Эдинбурге не был заселен и стал источником для многих рассказов о духах и
таинственных происшествиях. Видели, как экипажи призраков подъезжали к его
дверям, чтобы унести майора и его сестру в ад. После того, как дом оставался
незанятым более столетия, одна совсем бедная пара соблазнилась низкой рентой и,
к удивлению всего города, въехала туда, но на следующее утро они сбежали,
утверждая, что, когда они лежали в постели, к ним подошел теленок и поглядел на
них. Дом Вейров оставался пустым еще пятьдесят лет. Незадолго перед его сносом
(не позднее 1830г.) сэр Вальтер Скотт настаивал на том, что нужно сохранить
этот старый дом как пример народного воображения: «Каким же смельчаком был тот
дерзкий студент, который осмелился приблизиться к мрачным руинам, рискуя
увидеть, как заколдованная свита майора бродит по старым комнатам, или услышать
жужжание некромантического колеса, которое создало его сестре славу
прядильщицы».
Венхем, Джейн
Суд над В. в 1712г. стал событием, потому что был последним в истории
колдовства в Англии. Хотя присяжные во время сессии в Хартфорде вынесли
обвинительный вердикт, судья настоял на оправдании. Вся Англия была возбуждена
судом и жадно читала многочисленные памфлеты, в которых высказывались мнения за
или против ее виновности. Пятьюдесятью, даже двадцатью годами ранее, Д. В.
очевидно была бы осуждена и повешена, поскольку показания против нее были
аналогичны тем, что выдвигались на всех предшествующих судах.
Во-первых, В. имела дурную репутацию как «знахарка из Уолкерна». Она уже
обвинялась в угрозах и околдовывании Метью Гилсона, сельскохозяйственного
рабочего. Она попросила пучок соломы, а он ей отказал. Затем Гилсону пришлось
вдруг выбежать из амбара на большак и просить солому у каждого встречного.
Ничего не получив, он собрал пригоршни свежего навоза и насовал себе за пазуху.
Хозяин Гилсона в связи с этим случаем назвал В. «ведьмой и сукой». В. подала на
него в суд за клевету, но сэр Генри Чаунси, местный магистр, убедил обе стороны
решить спор частным порядком при посредничестве местного священника Гарди-нера.
Веривший в ведьм, Гардинер выбранил В. за то, что она не живет в мире со своими
соседями, но, в связи с изменившимися в то время взглядами, фермер должен был
заплатить штраф в 1 шиллинг.
|
|