|
С месье Уфле (анаграмма французского слова le fou — дурак), этим Дон Кихотом
демонологии, происходят поразительные магические приключения: он встречается с
ликантропами, привидениями, астрологами, дьяволами и волшебниками. Б.
подкрепляет свою остроумную фантазию аргументами, взятыми из работ известных
демонологов, сопровождая их подстрочными примечаниями, чтобы подчеркнуть
глупость их создателей. Хотя внешне его старания и не кажутся достойными
внимания, мы должны помнить, что в то время с официальной точки зрения
«отрицание веры в колдовство было равносильно богохульству» (Доги, «Трактат по
магии» (1732). И даже спустя пятьдесят лет после публикации его «Истории» в
аббатстве Пуасси ежегодно служили мессу, чтобы защитить своих монахинь от фей
(fees)».
Буве, ле Сьер
«Manieres admirables» [«Excellent Ways and Means to Investigate All Kinds of
Crimes and Witchcraft»], написанный Б., является практическим руководством, как
вести протокол. Несмотря на то, что его комментарии относятся к различным
преступлениям, Б. уделяет особое внимание предмету «колдовства». Подобно
еретикам, колдуны заслуживают сожжения «без сожаления» (sans remission). Книга
переполнена яркими описаниями того, что происходит в судебном зале и комнате
пыток, сделанными на основе собственного опыта работы Б. в качестве provost
general французской армии в Италии.
The History of the Ridiculous Extravagances of Monsieur Ouffle» (1711): «Часто
случается так, что даже зрелые люди бывают слабоумны, как дети, и, не
задумываясь, верят всему, что читают о вещах необычайных, удивительных и
нелепых».
Он предусматривает необычные ситуации и рассказывает, как преодолеть их
(например, как пытать заключенного, больного сифилисом); он отмечает, когда
заключенный должен закричать от боли, и когда судья должен отбросить всякую
жалость. Из-за своей гротескно-доверительной манеры изложения «Manieres
admirables» (1659) является, возможно, наиболее бесчеловечным из всех
руководств для светских судей.
Две главы заслуживают специального упоминания:
«Как добрый судья должен руководить пыткой и как он должен допрашивать
обвиняемого, и чего он должен остерегаться во время процесса» (Глава 18). Судья
должен подвергнуть обвиняемого обриванию и добиться, чтобы он был связан, а
затем спокойно и сдержанно подвергнуть его пытке, пока заключенный не сможет
больше терпеть. Судья должен вести допрос не слишком поверхностно, не слишком
сурово, всегда проявляя милосердие и умеренность и принимая во внимание
преклонный возраст или молодость обвиняемого, его добрую или плохую репутацию.
Судья не должен обращать внимания на крики и вопли: проявляя слишком большую
жалость, он теряет возможность выявить правду. Его поведение не должно
подчиняться зову сердца, но только гражданскому и церковному закону, однако он
не должен быть тираном, но делать лишь то, что диктует правосудие».
«Что следует сделать, если заключенный подозревается в использовании заклинаний,
чтобы пытать его» (Глава 20). Заключенный должен быть раздет догола. Каждая
часть его тела должна быть внимательно осмотрена, особенно ноздри, глаза,
интимные места и даже раны и нарывы, поскольку в них может быть спрятан
маленький кусочек бумаги, или пергамента, или старой кожи с несколькими словами,
написанными на нем. Если никаких заклинаний не будет обнаружено, тогда волосы,
борода и видимые волосы на теле должны быть сожжены, поскольку иногда, почти
незаметно, заключенный может просто потереть свои волосы и, с помощью дьявола,
прячущегося там, не почувствовать боли. Но, если все это ни к чему не приведет,
и заклинаний не будет обнаружено, то заключенный, возможно, проглотил записку с
его текстом. Следует дать ему рвотное, чтобы вызвать опорожнение, и заклинание
выйдет. Когда обвиняемый видит, что это случилось, он настолько напуган, что не
знает, что и сказать. Очень часто он тотчас признается, не ожидая дальнейших
пыток».
Замечание об инакомыслии, содержащееся в этой главе, иллюстрирует удручающую
иррациональность веры в колдовство . Нелепо, замечает Б., верить в то, что
заключенный выдерживает пытку, потому что он стоек и мужествен (beaucoup
d'esprits). Все факты доказывают противоположное: он — колдун, поддерживаемый
заклинанием, и Б. мог бы переполнить книгу примерами, которые он видел в Италии.
Бэтман, Мери
Дело Мери Бэтман, йоркширской ведьмы, «почти ни с чем не сравнимое по
жестокости в британских хроникальных записях», показывает, что термин
«колдовство» (подразумевавший ересь) часто применялся к «чародейству».
Известно, что Б. родилась в 1768г. в Топклиффе, Йоркшир, и была замешана в
мелких преступлениях, обвинена в убийстве Ребекки Периго в 1808г. и повешена в
следующем году. Все ее преступления, включая убийство, были связаны с
предсказанием судьбы, изготовлением заговоренного рвотного, чтобы вызывать
выкидыш, уловками для приворота мужей — типичная белая магия. Таким образом Б.
добывала средства к существованию; однажды она обманом выманила 70 фунтов у
буквально умиравшей с голоду семьи. В моралистическом трактате, опубликованном
после ее казни, говорится, что «доверчивость и порок были лучшими друзьями
Мери». Если бы она жила двумя столетиями раньше, ее обвинили бы в колдовстве. В
ХIХв., однако, суд руководствовался явными уликами, а не бездоказательными
|
|