|
поскольку он считал, что право на престол является всеобщим, а король — часть
своего народа. «Republic» была наполнена подобными идеями, далеко опережавшими
свое время. В том же 1576г. Б. женился на дочери королевского прокурора в Лионе
и обосновался там в качестве местного адвоката, позже став общественным
обвинителем. В 1581г. он посетил Англию в составе свиты герцога Алансонского,
поклонника королевы Елизаветы. Б. умер от чумы в 1596г. в своем родном городе,
гордом Ангевене. Из дюжины его работ наиболее примечательна «Dae-monomania»,
впервые опубликованная по-французски в 1580г. и по-латыни [«De Magorum
Daemonomania»] в следующем году; она выдержала 10 изданий до 1604г. В 1698г. (в
Гамбурге) немецкий перевод опровергался Беккером. «Daemonomania» была принята
протестантами, поскольку Б. пропагандировал религиозную терпимость по отношению
к французским кальвинистам. Из-за подозрений в симпатиях к кальвинистскому
движению его хотели убить в Варфоломеевскую ночь, но ему удалось бежать. Все
его труды были осуждены инквизицией. Однако его труд о колдовстве и католики, и
кальвинисты приняли единодушно. «Daemonomania» была написана, чтобы помочь
судьям изобличать колдовство и основывалась как на опыте судейской работы Б. на
процессах ведьм, так и на его общей эрудиции. Согласно указу 1390г. колдовство
было передано для расследования из духовных судов в светские, и Б. был одним из
первых, кто попытался дать юридическое определение ведьмы: «Та, которая, зная
Закон Божий, [ытается действовать по соглашению с дьяволом». В третьей части
рассказывается, как подвергать пыткам, допрашивать, осуждать и преследовать
ведьм. И хотя время от
времени в его рассуждениях проскальзывает заученная юридическая истина: «Я
признаю, что гораздо лучше оправдать виновного, чем осудить невинного», —
большей частью Б. пишет как явный фанатик, разъяренный более чем умеренными
взглядами Вейера, чья «De Praestigiis» была переиздана в Базеле в 1578г.
«Рекомендуется, если преступления носят скрытый характер, считать предположения
и догадки достаточными доказательствами». — Жан Боден, известный французский
адвокат, философ и демонолог.
Б. заранее очерняет тех, кто сомневается в колдовстве, приводя в пример
скептиков, позднее оказавшихся главными колдунами. Он утверждает, что,
поскольку колдовство должно искореняться без остатка, «нельзя следовать обычным
правилам судопроизводства», потому что «доказательства существования этого зла
настолько расплывчаты и туманны, что лишь одна ведьма из миллиона будет
наказана, если придерживаться установленного порядка судебного разбирательства».
Поэтому Б., стараясь «быть святее папы», добавляет собственные доводы и
примеры с тем, чтобы поддержать худшие черты охоты на ведьм, зафиксированные в
«Malleus Maleficarum». Только по отношению к судам над ведьмами Б.
интерпретирует законодательство следующим образом: «Можно пообещать
заключенному неприкосновенность или ослабление приговора, если он обвинит своих
сообщников. Имена доносчиков должны храниться в секрете. Детей следует
принуждать свидетельствовать против своих родителей. Умелые и опытные
агенты-провокаторы должны вынуждать обвиняемых признаться. Подозрение является
достаточным основанием для пытки, поскольку общественное мнение никогда не
бывает ложным.
Нельзя оправдать однажды обвиненного человека, пока ложность показаний
обвинителя или доносчика не засияет ярко., как солнце». Кроме того, Б.
настаивал на грубом обращении с подозреваемыми, и сам, как процессуальный судья,
пытал детей и инвалидов (девушку, ребенка и женщину слабого здоровья и
довольно нежную). Никакое наказание не может быть слишком жестоким для ведьмы.
Чтобы вселить в них страх Божий, Б. настаивал на использовании прижиганий и
раскаленного железа до тех пор, пока разползающаяся плоть не вывалится наружу:
«If faut appliquer les cauteres et fers chauds et couper les parties
putrefiees» — «Сожжение на медленном огне слишком приятно для ведьмы, поскольку
длится всего полчаса или около этого» [см. Казни].
Нельзя быть снисходительным к ведьмам; фактически, тот судья, который не казнит
осужденную ведьму, должен быть сам предан смерти. Б. не умалчивает и о тех
фактах, которые могли бы повредить репутации охотников за ведьмами. В Вермонуа,
около Сен-Квентина, в 1566г. женщину сожгли по ошибке живой: палач забыл
удушить ее. Б. не печалится по поводу этой судебной ошибки; напротив, он дает
ей разумное обоснование: «Нет, не ошибка, лучше скажем, предопределение Господа,
который таким образом напоминает нам, что нет преступления, более
заслуживающего сожжения, чем колдовство». Такова была методика ведения судебных
процессов, благодаря которым укреплялся престиж и авторитет Б. И таков был
человек, которого Монтень назвал «более благоразумным, чем все писаки его
времени».
Борделон, Лоран (1653-1730)
Родился в Бурже и умер в Париже, был капелланом в Сен-Осташе и входил в
правящие и интеллектуальные круги столицы. Ма-[Ьизвестный писатель, типичный
для нарож-щвшегося в то время движения, к которому принадлежал и Сирано де
Бержерак (умерший в 1655г.), пришедший в конце ХУНв. к Зезоговорочному принятию
рационализма.
В своих 30 работах (включая пьесы и педагогические трактаты), оспаривавших
суеверия, Б. постоянно использует иронию: он пародирует «Золотого осла» Апулея,
насмехаясь над легковерием читателя, в своей немного педантичной «L'Histoire
des imaginations extravagantes de Monsieur Oufle» (Париж, 1710) успешно
соединяет юмор с традициями колдовской и демонологической тематики. Он говорит:
«С дубоголовыми людьми лучше пользоваться насмешкой, чем разумными аргументами».
|
|