|
в колдовстве. За это время Кристина расширила круг обвиняемых, включив сюда
Элизабет Андерсон, 17 лет, ее отца Александра, Джейн Фултон, свою бабушку, двух
своих кузенов, косоглазого Джеймса, 14, и Томаса Аиндсея, 11 лет. Также
обвинялись две женщины из высшего общества: Маргарет Лэнг, «дама чрезвычайного
благочестия и мудрости» («Relation», 1697), и ее 17-летняя дочь Марта Семпл.
Они смело встретились на очной ставке со своей обвинительницей, хотя вполне
могли бежать из города. Маргарет сказала Насмешливо: «Пусть боятся те, кому
есть чего бояться; я не стану убегать». Презрение Маргарет к происходившим
событиям напоминает храброе поведение Агнесс Самуэл на Уорбойском процессе.
Некоторые из обвиняемых, особенно Элизабет Андерсон, сами обвиняли других до
тех пор, пока количество обвиняемых не достигло « Кристина утверждала, что эти
ведьмы Досаждали ей в виде призраков, и билась в Припадке, когда кого-нибудь из
них заставляли дотрагиваться до нее. Как в и 1692г. в , шотландская церковь
объявила 11
февраля днем всеобщего поста ради исцеления Кристины. Кроме того, священники
постоянно посещали Кристину и, по-видимому, поддерживали ее заблуждения (Арно).
Комитет по расследованию не бездействовал и спустя два месяца представил на
рассмотрение свой доклад, включавший признания трех внуков Джин Фултон —
Элиза-беты Андерсон, Джеймса и Томаса Линдсе-ев. Эти дети дополнили обвинения,
выдвинутые Кристиной. Они описали, как бабушка брала их на шабаш, и как каждый
из них получил кусок печени некрещенного младенца — они отказались его есть,
вследствие чего могли свободно признаваться во всем, в отличие от других
обвиняемых, ведьм, которые ели плоть и не хотели в этом признаваться. Они
сказали, что убили священника (он на самом деле умер некоторое время назад),
втыкая иголки в его восковое подобие; они задушили двух детей (также умерших) и
перевернули паром, утопив двух человек. Элизабет рассказала, что она видела,
как дьявол разговаривал с ее отцом, Агнесс Найсмит и другими на кладбище в
Бергерне, замышляя убить Кристину Шоу «путем остановки ее дыхания». Она
покопалась в своей памяти и рассказала о встречах с дьяволом семью годами ранее
и о полетах со своим отцом.
Подобных детских фантазий было более чем достаточно для того, чтобы
санкционировать новую комиссию 5 апреля 1697г., уполномоченную выносить
смертные приговоры. Новые судьи получили еще два признания и 13 апреля 1697г.
представили свой обвинительный акт судье. Обвинители, возглавляемые самим
Генеральным прокурором Шотландии, предупредили судей, что, если они оправдают
заключенных (уже признанных ведьмами благодаря наличию клейма Дьявола), «они
станут соучастниками богохульства, вероотступничества, убийств, истязаний,
растлений, в которых повинны эти враги Господа и церкви. Предупрежденный таким
образом судья удалился на семь часов и утвердил семь обвинений: троих мужчин
(включая 14-летнего Джеймса Линдсея) и четырех женщин — из них двух дворянок,
Маргарет Лэнг и ее дочь, служанку Катерину Кемпбелл и Агнесс Найсмит. Все
семеро были сожжены 10 июня 1697г. в Пейсли. Подкова на Георг-стрит и сегодня
напоминает об этой казни. Согласно одному отчету, осужденные были так поспешно
сняты с виселиц и брошены в огонь, что, возможно, некоторые из них были еще
живы, когда их сжигали. Мужчина, чья трость использовалась, чтобы засовывать в
костер ноги ведьм, выпадавшие из пламени, отказался взять ее обратно, гневно
заявив: «Я не возьму в свой дом трость, которой касалась ведьма».
После сожжения у Кристины Шоу прекратились припадки, ее перестало рвать мусором,
и она уже не видела призраков. В 1839г. двое ученых посетили дом Шоу и
обнаружили маленькую дырку в стене комнаты Кристины, обычно загороженную
кроватью (комната сохранялась в прежнем виде). «Предположим теперь, — писали
Митчелл и Дир-ки, — что у Кристины Шоу имелся помощник, в существовании
которого нет причин сомневаться. Насколько же легко в этом случае можно было
забрасывать булавки, солому, кости домашней птицы и т.д. через отверстие у
кровати, на которой она лежала». — «Philosophy of Witchcraft», 1839. Между
прочим, при предъявлении обвинения было отмечено, что эти предметы выходили у
нее изо рта «такими сухими, что казалось, они появляются не из ее желудка»
(«Sadducismus Debelatus», 1698).
В 1718г. Кристина вышла замуж за священника и через семь лет после его смерти
стала известна введением голландских механизмов для производства тонкой швейной
нити, названной по месту ее изготовления — бергернской, что, несомненно,
прибавило известности Пейсли как центру изготовления шерстяной нити.
Следует отметить, что вынесение подобных вердиктов в 1697г. контрастирует с
наказанием шестерых жителей Пейсли в 1692г. за клеветническое обвинение 12
местных дворян в колдовстве. Клеветники должны были заплатить за причиненный
ущерб и появиться публично с плакатом на шее: «Мы находимся здесь за очернение
добрых имен следующих...», с перечислением тех, кто был оклеветан ими.
Библия, колдовство в
Одной из насмешек истории является оправдание преследований за колдовство с
помощью библейских текстов, изначально предназначенных для религиозной системы,
где не было веры в Дьявола. Католики и протестанты обычно цитируют книгу Исход:
«Ворожеи не оставляй в живых» (22,18). Но еврейское слово kaskagh (употреблено
в Ветхом Завете 12 раз в разных значениях) здесь означает «отравитель», как
показал Реджинальд Скотт еще в 1584г., и, конечно, не имеет ничего общего с
изощренной христианской концепцией ведьмы. Однако авторитет Священного Писания
был столь силен, что неправильный перевод порождал заблуждения. После казни
Гуди Кнапп в Ферфилде (Кент) в 1653г. ее соседка сказала: «Я долго не могла
поверить, что эта бедная женщина — ведьма и что вообще есть ведьмы, пока слово
|
|