|
Многие писатели были вовлечены в дискуссию, опровергая и защищая взгляды Б.,
особенно его отрицание демонической одержимости. Сам Б. отказался участвовать в
дискуссии, но выступил в свою защиту в 1692г. в «Die Friesche Codgelehrheid».
После его смерти распространились слухи, что он переменил свои взгляды, но это
предположение было опровергнуто его сыном Яном Генрихом Беккером. Дело Б.
продолжил Кристиан Томасиус.
Белая ведьма
Как отмечал известный юрист Пауль Гриландус (около 1525г.), гражданский закон
не должен наказывать за колдовство, если оно принесло пользу, например, в таких
случаях, как излечение болезни или отведение бури. Несколько демонологов
соглашались с подобной позицией. Так, например, Гваццо (1608) отличал природную
магию — дар, посланный Господом, от искусственной, рожденной благодаря помощи
Дьявола. Природная магия «была не более, чем точным знанием секретов природы».
И Гваццо указывал на библейский пример Товии, излечившего слепоту своего отца с
помощью желчного пузыря рыбы. Однако Гваццо признавал, что белая магия может
причинить зло и стать противозаконной, когда ее используют с порочными целями с
помощью демонов, и она угрожает телу и душе.
С другой стороны, гражданские законодательства, принятые после 900г., карали
знахарство или белую магию отлучением от церкви с последующей передачей для
казни в руки светских властей. И эта церковная точка зрения постепенно стала
превалировать. Жан Винсент (около 1475г.) писал, что те, кто использовал травы
для лечения заболеваний, поступали так, потому что имели тайный или явный
сговор с дьяволом.
Так, Джилли Дункан из Норт-Бервика в 1590г. была заподозрена в колдовстве,
потому что лечила «всех, кого беспокоили или причиняли боли различные недуги
или немощи». Фактически теологи стали смотреть на «добрую ведьму» как на
«чудовище еще более отвратительное и ужасное», чем злая ведьма. /Теркине писал
в 1608г.:
«Если дети, друзья или скот человека поражены слабостью или странными мучениям
от некоего редкого или неизвестного заболевания, человек этот первым делом
вспоминает или узнает, нет ли поблизости знахаря или знахарки, а затем посылает
либо направляется к ним за помощью... И излеченные таким образом не могут
сказать вместе с Давидом: «Господь помог мне», а должны сказать: «Дьявол помог
мне», поскольку он излечил его. И этих ведьм тоже учитывает закон Моисея».
Теркине продолжает:
«Хотя во многих отношениях ведьмы были полезны и не причиняли вреда, а,
напротив, вылечили многих, однако, поскольку они отреклись от Господа нашего и
связали себя службой с врагами Господа и Его церкви, — смерть их удел,
справедливо назначенный Богом: они не должны жить».
Все английские авторитеты, верившие в существование «добрых» ведьм и обычно
консультировавшиеся с ними, если врач оказывался бессилен, все равно выступали
с их непримиримым осуждением. Фуллер в «Holy ana Profane State» писал: «Белые и
черные [ведьмы] в равной степени виновны, поскольку одинаково вступают в
соглашения с Дьяволом»; и Гиффорд в «Dialogue» (1593) утверждал, что белые
ведьмы «должны быть искоренены, чтобы другие увидели это и ужаснулись».
Коттон Мазер, как это явствует из его проповеди в Бостоне в 1689г., полагал,
что добрых ведьм не существует, и нет «ни одной, которая совершает добро, ни
одной».
Бергернская мошенница
Множество мужчин и женщин было умерщвлено благодаря показаниям детей, и убийцы
пользовались большей славой, чем казненные. Примерно 100 лет спустя после суда
над Уорбойскими ведьмами в Англии, в 1697г. в Шотландии состоялся аналогичный
суд над рейнфреширскими ведьмами. Ко времени, когда мания преследования ведьм в
Англии уже выдохлась, 11-летняя Кристина Шоу, третий ребенок Джона Шоу,
помещика из Бергерна, что близ Пейсли, в Рейнфрешире, обвинила 21 человека, 7
из которых были сожжены у столба. Признаки истерии и преступные намерения этой
«мошенницы из Бергерна», как ее назвал Хуго Арнот в 1785г., явно напоминали
вызвавшие менее тяжкие последствия действия американских граждан — Детей
Гудвина или Маргарет Рулл, которые принесли дурную славу Коттону Мазеру в 1693г.
Как и они, Кристина Шоу слышала об одержимых детях; в этой местности еще
сохранились воспоминания о Дженет Дуглас, околдовавшей сэра Джорджа Максвелла
всего 20 лет назад.
17 августа 1696г., в понедельник, маленькая Кристина увидела «молодую, хорошо
сложенную девушку», воровавшую молоко, и Пригрозила разоблачить ее. Катерина
Кэм-дбелл, девушка «гордого и язвительного» Права, в ответ на это пожелала,
чтобы дьявол унес душу Кристины в ад! 1 августа Агнесс Найсмит, старая женщина
с весьма дурной репутацией, спросила Кристину, как она поживает, но девочка
убежала от нее. 22 августа у Кристины начались припадки; она складывалась
пополам, заглатывала язык и Кричала, что Катерина и Агнесс мучают ее. Во время
этих припадков — или дьявольской одержимости — ребенка рвало мусором, который
ее якобы заставляли глотать мучите -Г ли ее духа, гнутыми булавками, мелкими
костями, головнями, сеном, гравием, комками шерсти, свечным салом и яичной
скорлупой. Она бранилась с призраками этих женщин, цитировала им Библию. Врач
Метью Брисбен, сообщил, что, помимо истерических припадков, Кристина «во всех
отношениях здорова», но признался, что неспособен диагностировать ее
заболевание. Второй врач, д-р Маршалл, согласился с этим заключением.
Спустя пять месяцев, 19 января 1697г., Тайный совет Шотландии назначил
следственную комиссию, которая должна была доложить о бергернцах, подозреваемых
|
|