|
Ланкром. 17-летняя Мари Диндар описала, как в ночь на 27 сентября 1б09г.,
натеревшись мазью, она взлетела в воздух. Она не могла предъявить мазь суду,
потому что дьявол рассердился на нее за то, что она раскрыла его тайну, и
спрятал мазь. Сабатина де Субье и ее 16-летняя дочь Мари де Нажиль рассказали,
как дьявол всегда будил их, когда наступало время шабаша, и открывал окна,
чтобы они могли вылететь. Мари де Маригран, 15 лет, и три ее подруги ездили на
дьяволе, принявшем обличье осла, в Биарриц. Отец Пьер Бокаль из Сиборо
признался в совершении дьявольской мессы на шабаше, за которую ему заплатили
вдвое больше, чем за обычное богослужение.
Следует отдать должное искусству де Ланкра извлекать из девушек мельчайшие
подробности их сексуальных сношений с дьяволом. Генри Ли отозвался о ценности
подобных вынужденных признаний в колдовстве следующим образом:
«Признания, которые он добывал из обвиняемых, приведут непредвзятый ум к
заключению, что обвиняемые просто изобретали истории которые могли бы
удовлетворить судей».
Но де Ланкр отверг все сомнения в достоверности показаний, утверждая, что
католическая церковь совершила бы преступную ошибку, наказывая ведьм за иллюзии,
а не за реальное посещение настоящего шабаша Таким образом, любой, кто
оспаривал казни оспаривал церковь и впадал в грех.
Массовые сожжения, производившиеся де Ланкром, привели Лабур в состояние
всеобщего хаоса. Он видел неистовую враждебность населения, но считал ее
происками Дьявола. Влиятельные семьи предпочитали спасти колдуна от казни, если
он был их родственником; 500 рыбаков, вернувшихся с Ньюфаундленда, превратились
в ревущую толпу, жаждущую правосудия, когда узнали, что их возлюбленные сожжены.
Наконец, после того, как де. Ланкр сжег 3 священников, епископ Байонны Бертран
де Эшо освободил 5 других священников из тюрьмы и присоединился к оппозиции,
выступавшей против охоты на ведьм. Дс Ланкр знал о той ненависти, которую он
вызывал, и жаловался, что в ночь 24 сентября 1609г. черная месса совершалась в
его спальне, когда он спал. Судья по ведьмам прилагал все усилия, чтобы
теоретически убедить лабуржцев и других французов в существовании Дьявола.
Превознося дель Рио как первого, кто установил реальное существование шабаша,
«и в это должен верить каждый истинный христианин, хотя сегодня и кажется
некоторым людям, что это сомнительно», он обнаружил, что большинство
здравомыслящих людей и «большинство судей по-прежнему имеют некоторые сомнения»
в том, что преступное колдовство действительно существует.
Беккер, Балтазар (1634-1698)
Голландец по происхождению, Б. в своем труде «De Betoverde Weereld»
(«Околдованный мир», 1691) «открыто выступил против учений о колдовстве и
дьяволе... В награду за старания просветить своих собратьев он был лишен сана и
подвергнут поношениям со стороны практически всех писателей своего времени»
(Чарльз У. Апхем). Б. разделял убеждения Декарта и датского просветителя Симона
Стивена, который отвергал веру в сверхъестественные явления. Он был последним
из плеяды голландских мыслителей, от Вейера Иоганна до Гревиуса, которые смогли
уберечь Голландию от мерзостей охоты на ведьм. Установленный таким образом
либеральный климат сделал Голландию единственной страной, где был переведен
Скотт Реджинальд. В 1683г. Б. привлек всеобщее внимание публикацией своего
«Опыта о кометах», где доказывал, что кометы не являются предзнаменованием зла.
В 1691г., сначала в Голландии, и затем в 1693г. в Германии он выступил в печати
против веры в колдовство, выдвинув единственно возможную логическую основу: что
духи, плохие или хорошие (существования которых Б. не отрицал), не могут влиять
на дела людей, поэтому не следует считать колдовством явления, которые кажутся
сверхъестественными. Поскольку вера во влияние духов пришла из язычества, как
утверждал Б., нет никаких оснований верить в договор между ведьмой и дьяволом,
теоретическую основу преследований. В действительности, добавлял Б., теория
колдовства была изобретена папством, чтобы «поддержать огонь чистилища и
наполнить карманы духовенства», которое сжигало ведьм, чтобы конфисковать их
имущество и платить жалование инквизиторам».
В английском переводе 1695г. об этом говорится так:
«Дошло до того, что люди считают добродетелью и высшей доблестью приписывать
множество чудес дьяволу; и считают скверной и ересью, если человек не верит,
что дьявол может совершить то, о чем говорят сотни людей. Считается неоспоримым,
что добродетельный человек, который боится Господа, боится также и дьявола.
Если он не боится дьявола, он должен считаться безбожником, который не верит в
Господа, ибо он не верит, что есть два бога, один добрый, а другой — злой. Но
такую веру, я полагаю, вполне резонно было бы назвать дитеизмом. Что же
касается меня, то, если кто-то захочет назвать мою позицию новым именем, пусть
назовет меня монотеистом, верующим в единого Бога».
Как и предвидел Б., его назвали безбожником за то, что он подверг сомнению всю
систему веры в колдовство; на него нападали кальвинистские священники. «Они
ратовали за выживание языческих предрассудков, чтобы спасти будущее от утраты
веры в откровение Господне» (Андриан Дж. Варноу). Отказавшись Публично отречься
от своих убеждений, 21 августа 1692г. Б. был выслан реформаторской церковью
Голландии, но магистрат Амстердама воспрепятствовал публичному сожжению его
книги и продолжал выплачивать ему жалованье священника. Он умер, отлученный от
церкви, 11 июня 1698г.
Бальтазар Беккер. «Околдованный мир» (1691) стал одной из последних работ,
направленных против колдовства. Из «Furstellung vier neuer Welt», Weisen (1702).
|
|