|
Тогда родственники мальчика начали искать возможную виновницу и к 8 апреля
вышли на Алису Гудридж. Через два дня она призналась, что была в лесу в тот
день, но она бранила совсем другого мальчика, который когда-то разбил ей
корзину яиц. Позже она призналась, что встретила Томми, который дразнил ее
«ведьмой из Стапенхилла.» Она ответила ему:
«Каждый мальчик может назвать меня ведьмой,
Но разве у кого-нибудь от этого чешется задница?»
Дело против Алисы Гудридж было построено по традиционным пунктам. Томми обвинил
ее в околдовывании; когда ее уводили от него, его конвульсии прекращались.
Однажды у него было 27 припадков за 6 часов; он «жалостно вопил, высовывая язык,
а шея была так перекручена, что лицо казалось вывернутым назад». Конечно,
Алису обыскали на предмет ведьминской метки, и она не смогла правильно
прочитать «Отче наш». Ее сосед добавил, что она околдовала его корову. Чтобы
заставить ее признаться, была применена пытка, редко упоминаемая в английских
отчетах: палач надел на нее пару новых башмаков и «посадил ее близко к огню,
чтобы башмаки нагрелись... Ее невыносимо жгло, и она потребовала пощады в обмен
на обещание все рассказать, но после прекращения пытки ни в чем не призналась».
Однако, позже она рассказала, что ей помогал дьявол, «в обличьи маленькой
пятнистой собачки бело-рыжей масти, и я называла ее Минни». Соседская собака,
якобы похожая на Минни, была освобождена, когда Алиса сказала, что получила
свою от матери Элизабет Райт.
В связи с этим были привлечены к суду Элизабет Райт, дочь и муж Алисы. Элизабет
тоже была обвинена, поскольку при виде ее у Томми тоже начинались припадки,
которые теперь сопровождались адскими видениями. «Вон идет матушка Красная
шапка! Посмотрите, как ей выбивают мозги! Посмотрите, каково быть ведьмой!
Посмотрите, как жабы обгрызают мясо с ее костей !» Кульминационная точка
наступила 27 мая 1596г. с прибытием известного специалиста по изгнанию дьявола
Джона Даррелла. Обладая даром чревовещателя, он инсценировал следующую беседу,
между «злобным духом и святым ангелом»:
Тонкий голос: «Брат Глассап, мы не можем противиться, его сила так велика, и
они постятся и молятся, и священник молится с ними».
Грубый и глухой голос: «Брат Радольфус, я схожу к моему хозяину Вельзевулу, и
он прикрутит им языки».
Другой голос: «Мы не можем противиться. Дайте нам выйти из него и войти в
кого-нибудь из находящихся здесь».
Наконец, голос: «Мой сын, встань и иди, злой дух покинул тебя. Поднимись и иди».
Подобный экзорсизм якобы вылечил Томаса, поскольку он поднялся и пошел (хотя и
был частично парализован в первые три месяца), но, по крайней мере, ни о каких
припадках не сообщалось. Вскоре после этого Дарлинг был подвергнут допросу
Харснеттом, которому он признался в мошенничестве.
Даррелл, однако, возразил, что признание было вырвано у его пациента после семи
недель заключения и угроз «удушить и высечь его», и что Дарлинг подписал чистый
лист, заполненный потом Харснеттом. Однако твердая убежденность Даррелла в том,
что Алиса Гудридж вызывала припадки у Дарлинга, гораздо сильнее заставляет
усомниться в истинности признании последнего, чем его собственный отказ от
прежних показаний.
Алиса Гудридж умерла в тюрьме в Дерби, проведя там 12 месяцев. Судьба ее матери
Элизабет Райт неизвестна. Томас Дарлинг «прославился» вновь, когда в 1603г. в
Оксфордском университете был приговорен к бичеванию и отрезанию ушей за
оскорбление вице-канцлера.
Баскские ведьмы
Когда Пьер де Ланкр писал свой «Tableau» (1612), он имел намерение обратить в
истинную веру людей, «отрицавших принципы колдовства, веривших, будто оно не
более чем заблуждение, сон и самообман», и потребовать принятия более строгих
мер против ведьм. Ланкр исходил из своего опыта исследовательской работы в
1609г. в баскоязычных провинциях (Па-де-Лабур, Беарн), примыкавших к испанской
границе. Вследствие этого в «Tableau» дается подробное описание типичной
массовой охоты на ведьм во Франции в начале ХУПв., аналогичной тем, которые
возглавляли Реми в Лотарингии и Боге в Франш-Конте.
Во всех наиболее масштабных охотах на ведьм как во Франции, так и в Германии
создавались независимые трибуналы, обладавшие правом опровергать решения
местных и региональных судов. Так, де Ланкр получил свое назначение от короля,
и, когда он признался, «что допрос о действиях подозреваемого является уловкой,
чтобы заставить его признаться», никто не мог опротестовать это нарушение
процессуальной этики.
Как утверждал де Ланкр, Лабур стал пристанищем дьяволов, занесенных из Японии и
Западной Индии христианскими миссионерами. Английские виноторговцы видели их,
роем летящих в облаках. К 1576г. ведьм преследовали повсеместно, и 40 из них
было сожжено. Но дьяволы быстро обратили в свою веру большую часть
тридцатитысячного населения провинции, включая священников, так что провинция
стала «скопищем ведьм». Шабаши проводились на центральной площади Бордо; иногда
12000 ведьм собирались в Генуе, а иногда все они летали на Ньюфаундленд! На
некоторых шабашах собиралось по 100000 ведьм и среди них 2000 детей. Шабаши
были хорошо организованы, и за неприсутствие был установлен штраф в 1/8 кроны
или 10 су.
Было записано (и Переведено на французский язык) множество признаний,
полученных под пыткой; весьма вероятно, что многие из них были подсказаны де
|
|