|
колдовстве, и что пытка должна применяться з ведьмовских процессах более
безотлагательно, чем во всех прочих». Другой влиятельный советник-иезуит
Георгий Вален-сииский (1595) утверждал, что лучшие показания в суде — признания
самой ведьмы, полученные под пыткой.
Процессуальный образец, рекомендованный университетом (хотя и не оговоренный
специально), можно пронаблюдать на примере процессов, состоявшихся в Шонгау,
Фрейзинге или Верденфельсе. В Шонгау в 1587-1589 гг. герцог Фердинанд, брат
Вильгельма, отложил в сторону все прочие судебные дела и занялся генеральной
инквизицией. Шестьдесят три женщины были обезглавлены или сожжены. Мюнхенский
придворный совет контролировал судопроизводство, одновременно настаивая на том,
чтобы женщин непрерывно пытали до тех пор, пока они не признаются. В Фрейзинге
после бури с градом одна женщина сказала, что погода должна ухудшиться. Она
была объявлена ведьмой и подвергалась пытке до тех пор, пока не признала свою
вину и не обвинила многих других женщин, которые затем были арестованы и
казнены. В маленьком альпийском городке Верденфельсе с населением 4700 человек
сорок девять женщин были сожжены за 12 месяцев (с 1590 по 1591 гг.). Поселяне
вынуждены были заплатить огромную сумму в 4000 флоринов за эту бойню. Наконец
судья, специализировавшийся по делам о колдовстве, обратился с прошением к
Фрейзингскому епископу, чтобы тот прекратил процессы; он сказал, что, если его
работа будет продолжаться так, как она началось, то очень немногие женщины
останутся в живых.
Как и в Трире, общественный палач Шонгау Иорг Абриэль становился могущественнее
и состоятельнее, изобличая ведьм по всем немецким государствам. Плата за поиск
отметки дьявола составляла два форинта, независимо от результатов; плата за
казнь — восемь форинтов. Когда Абриэль, баварский двойник англичанина Хопкинса,
не смог найти клеймо Дьявола на некой женщине, он сказал, что с его точки
зрения она выглядит как ведьма. После этого заявления она была арестована и
подвергалась пыткам, пока не призналась.
В 1597г. Вильгельм отрекся от престола в пользу своего сына Максимилиана и
постригся в монахи. Максимилиан также обучался у иезуитов; его наставник —
Иоганн Баптист Фиклер — в 1582г. отстаивал применение чрезвычайных мер против
колдовства и напичкал будущего герцога своими идеями. Когда Максимилиану было
только семнадцать, он наблюдал за пытками ведьм в Ингольштадте и писал своему
отцу, что вскоре пятеро из них будут готовы для сожжения. Максимилиан испытывал
личную ненависть к ведьмам, поскольку думал, что его жена бесплодна благодаря
лигатуре. Колдовская истерия поддерживалась в суде официальным священником
иезуитом Иеремией Дрекселем, который заявлял, что те, кто выступает против
преследований за колдовство, недостойны называться христианами.
Во время длительного правления Максимилиана были приняты многочисленные законы
против колдовства. Он не делал никаких различий между чародейством и колдовской
ересью: вердикт 1611г. охватывал все виды чернокнижия. «Все те, кто заключил
договор с дьяволом, должны быть наказаны пыткой, сожжением и конфискацией
имущества». В следующем году он заставлял баварских судей охотиться за ведьмами
с еще оольшим рвением. В 1616г. последовали дальнейшие законодательные акты,
предписывавшие, чтобы подсудимый, отказавшийся от своего признания, подвергался
пытке во второй, а при необходимости и в третий раз. В 1619г. Максимилиан лично
вмешался (подобно Якову 1) в судебный процесс в Ингольштадте, где судья снял
обвинение в колдовстве с женщины и троих детей за недостатком свидетельских
показаний. Его директивы (1622) можно сравнить с самыми жестокими законами в
истории колдовства. Максимилиан отменил свое постановление 1616г. и запретил
отказываться от показаний после пытки — иначе суды будут длиться бесконечно.
Священники должны были допускаться к подсудимым только для того, чтобы
выслушать их исповедь, но не для того, чтобы содействовать отказу от показаний.
Заявления, сделанные под пыткой, были основанием для ареста, а страх,
вызываемый арестом, служил доказательством вины!
Процесс распространения колдовской истерии подробно показан в "Энциклопедии" на
примере процесса 1637г., состоявшегося в Эйхштадте, в нескольких милях
северо-западнее Ингольштадта. Дело слушалось в епископском суде, но организация
процесса была такой же, как и в суде герцога. Рицлер, баварский историк Х1Хв.,
считает, что в одном лишь этом маленьком городке за
колдовство было сожжено от одной до двух тысяч человек, и еще по стольку на
каждой из двух других епископских территорий, во Фрейзинге и Аугсбурге.
В Баварии, как и во многих других частях Германии, мания преследований за
колдовство была ослаблена в 1632г. вторжением шведской армии. Можно отметить,
что неурожай хлеба в 1634г. связывался уже не с колдовством, а с естественными
причинами. Но преследования все же продолжались, и закон 1611г. был повторно
принят в 1665 и 1746 гг. В Мюнхене 9 января 1666г. семидесятилетнего старика
обвинили в вызывании бурь. Герцог Фердинанд смягчил суровый приговор, и жертва
была всего лишь трижды уязвлена раскаленными щипцами, прежде чем ее сожгли
живьем.
Непродолжительное возобновление преследований в начале XVIИв., примерно с 1715
по 1722 гг., отмечено лжесвидетельствами мальчиков; аналогичные
лжесвидетельства столетием раньше служили основанием для осуждения многих
английских ведьм [см. Билсонский мальчик]. В 1715г. в Вассербу-ге, примерно в
35 милях южнее Мюнхена, девять школьников обвинили своего учителя Каспара
Швайгера в том, что он был на шабаше. Он был подвергнут жестоким пыткам, но
отказался сделать признание; когда его подвергли второму испытанию, он признал
свою вину и уличил других. Позже он отказался от своих показаний, но, будучи не
в состоянии выдержать дальнейшую пытку, оставил их в силе. Аналогичный суд
произошел в 1722г. в Моосбурге, около Фрейзинга, когда мальчики обвинили Георга
|
|