|
Прельса в колдовстве. Комната пыток была окурена благовониями, а кнуты
благословлены перед бичеванием. Под пыткой Прельс признал свою вину, но затем
отказался от своих показаний. Он был обезглавлен и сожжен. Однако власти
побоялись распространения истерии и освободили 13 колдунов, обвинявшихся вместе
с Прельсом, некоторые из них уже признались. Годом ранее в Фрейзинге несколько
подростков обвинили друг друга; из 11 казненных тогда одному мальчику было 13,
троим — 14, и еще троим 16, 17 и 18 лет.
Последний суд, состоявшийся в Эйхштадте в 1723г., четко и ясно выявил роль
церкви в поддержании истерии. Мария Вальбурга Рунг, 22-х лет, была подвергнута
пытке светским судом в Маннхейме по подозрению в колдовстве, но судья решил,
что она —
обыкновенная проститутка. В конечном итоге она предстала перед епископским
судом в Эйхштадте и подвергалась пытке, пока не признала себя ведьмой, а затем
ее сожгли. Одними из последних осужденных за колдовство в Баварии были два
десятка участников массового процесса 1728-1734 гг., в результате которого было
казнено несколько женщин. Уголовный кодекс 1751г. подтвердил смертную казнь
через сожжение за договор с дьяволом и обезглавливание за maleficia. Последняя
казнь за колдовство в Германии состоялась в 1775г. в епископском городе
Кемптене в Швабии, позже вошедшей в состав Баварии [см. Швагелъ, Анна Мария}.
Две другие поздние казни — в Баварии: казнь тридцатичетырехлетней Вероники
Церритш в 1/54г. и Марии Клосснер в 1756г. не были документированы полностью.
«Кто осмелится обвинить в ошибках и несправедливости судей, которые огнем и
мечом преследовали колдовскую заразу? Однако есть христиане, недостойные
называться таковыми; изо всей мочи и не щадя своих сил противодействуют они
искоренению этой скверны, утверждая, что в ходе борьбы с нею страдают
невиновные. О, вы, противники Славы Господней! Разве закон Божий не
предписывает: «Ведьмы не оставляй в живых»? И я кричу изо всех сил, возвещая
Заповедь Господню епископам, принцам и королям: «Ведьму не оставляйте в живых!
Искореняйте эту чуму огнем и мечом!»
Во всех классических биографических трудах, посвященных Б., знаменитому
пресвитерианскому наставнику и писателю, ничего не говорится о его
исследованиях по колдовству.
Только в одной из 150 карточек каталога Нью-Йоркской публичной библиотеки
указана «Certainty of the World of Spirits»
(1691), основная книга Б. по колдовству, опубликованная в конце его жизни. В то
время как его современники боролись с колдовским суеверием, Б. поддерживал
предрассудки, обскурантизм и деградацию. Почему же об этой книге принято
умалчивать? Уж не потому ли, что глупость и тупоумие, проявленные знаменитым
наставником в полемике с современниками, могли бы бросить тень на его суждения
по другим вопросам? Книга Б. «Certainly of the World of Spirits» — одна из
последних англоязычных работ, защищавших веру в колдовство; она заслуживает
осуждения еще и потому, что ее автор пытался поддержать угасавшую в Англии веру
в колдовство, призывая развернуть террор против ведьм в Новой Англии.
Биография Б. весьма необычна. Сын распутника, принявшего протестантизм, Б. был
портным, студентом теологии, школьным учителем, проповедником, армейским
капелланом и литератором. В 1685г. он подвергся годичному тюремному заключению
по приговору известного судьи Джефферса за «осквернение церкви».
В различные периоды своей жизни Б. был другом известных охотников на ведьм,
таких как судья Метью Хейл и Инкриз Мазер, которым он посвятил свой труд
«Glorious Kingdom of Cod» (1691). Джон Веслей [см. Полтергейст в Эпворте],
также веривший в ведьм, был издателем сочинений Б. Наиболее значительная работа
Б. — «Saints Everlasting Rest» (1650), но современные читатели, возможно,
отдадут предпочтение его комментариям к «A fust and Seasonable Reprehension of
Naked Breasts and Shoulders», английскому переводу труда Жака Буало, изданному
в 1675г.
«Certainty of the World of Spirits» сходна по содержанию с «Sadudsmus
Triumphatus» (1681) Гланвиля, «Pandaemonium» (1684) Бове или «Satan's Invisible
World Discovered» (1685) Синклера. В книге приводятся многочисленные
«повествования» о якобы имевших место в действительности сверхъестественных
событиях, чтобы доказать тем, кто «погряз в саддукействе и скотстве», что
«невидимые силы или духи» существуют на самом деле. Б. превозносит всех
классических демонологов: Бодена, Реми, Гриландуса, Лафатера, авторов «Malleus
Maleficarum» и некоторых менее известных авторитетов, таких как Занши и Даниес,
и обоих Мазеров, которые «привели наиболее убедительные доказательства».
Несмотря на его ходатайство о приостановлении судебного производства против
подученных папистами «одержимых» мальчиков, «похотливых девок и молодых вдов»,
доверчивость Б. удивительна:
Вызывание бури: О том, что ведьмы вызывают бури, имеется столь много
свидетельств, что, я думаю, нет нужды пересказывать их.
Свидетельство усопшего: Что мы должны сказать о многочисленных известных
историях о том, как у покойника начинается кровотечение, когда к нему приводят
убийцу или когда убийца дотрагивается до него; душа ли умершего указывает здесь
на убийство, или это дьявол требует мести, но все это явно является действием
невидимых духов.
Одержимость: Она срыгнула тысячу и две сотни червяков, некоторых длиною в палец
и еще длиннее.
Инкуб: И многие дьяволы, которых французы называют ducii, пытаются ежедневно
совершать эту мерзость и достигают успеха, как сообщают столь многие, что было
бы неблагоразумно отрицать это.
И этот человек еще называл известного судью по ведьмам Хейла «человеком большой
|
|