|
сыном Урана и Геи (то есть Неба и Земли), мужем
Тефиды и отцом всех морских и речных богов.
В качестве самостоятельного действующего лица Океан
выступает только у Эсхила в <Прометее прикованном>
и, в отличие от Посейдона и Нептуна, он так и не при-
обретает в греческой мифологии законченного образа.
Античные географы придали слову <океан> современ-
ный смысл, хотя еще в римскую эпоху антропоморфный
образ присутствовал в произведениях искусства в виде
бородатого бога. Он известен своим добродушием и
миролюбием, так Океан пытался (безуспешно) при-
мирить Прометея с Зевсом. На крайнем западе он омы-
вает границы между жизнью и смертью.
\ОКТАВИЯ
1) Сестра Августа; жена Марка Антония и мать
МАРЦЕЛЛА от первого мужа. Антоний развелся с
Октавией в 32, ради Клеопатры, чем окончательно
разорвал свои отношения с будущим императором.
В исторической традиции было принято восхищаться
законопослушностью и преданностью Октавии.
2) Дочь императора Клавдия и Мессалины, жена
Нерона с 53 по 62. После развода с Нероном Октавия
была сослана сначала в Кампанию, а потом на остров
Пандатерию, где ее казнили по ложному обвинению в
государственной измене. Героиня трагедии <Октавия>
неизвестного латинского автора - современника тех
событий. Обычно эту трагедию издают вместе с сочине-
ниями Сенеки, хотя доподлинно известно, что Сенека не
является ее автором.
\ОЛИМП
Самая высокая гора в Греции, находящаяся на гра-
нице Македонии и Фессалии. В греческой мифологии
считается, что Олимп достигает неба и что на его вер-
шине обитают боги. Представления об олимпийских
богах принесли в Грецию пришедшие с Севера
ДОРИЙЦЫ, и это новое поколение богов постепенно
вытеснило архаических - титанов.
\ОРБИЛИЙ ПУПИЛЛ ЛУЦИЙ
Грамматик, живший в августовском Риме, учитель
знаменитого поэта Горация. Благодаря <Посланиям>
Горация, Орбилия вспоминают главным образом как
олицетворение <палочной педагогики>, однако, из-
вестно, что он был также автором сатир.
\ОРЕСТ
Сын АГАМЕМНОНА и Клитемнестры. В отместку за
вероломное убийство своего отца, Орест убил любов-
ника своей матери Эгисфа. Гомер не говорит прямо, что
Орест расправился и со своей матерью, однако это под-
разумевает. Гомер не сообщает никаких подробностей
об Оресте - просто он говорит, что Эгисф правил на
Аргосе семь лет пока его не убил Орест - так что, по-
видимому, греческие драматурги, создавая трагедии на
тему предания об Оресте следовали не Гомеру, а СТЕ-
СИХОРУ - автору утерянной <Орестеи>. В своей три-
логии <Орестея> Эсхил специально акцентирует тему
вины Ореста и преследующего его <проклятия пелопова
дома> в виде ЭРИНИЙ или Фурий. Преследуемый боги-
нями мщения Орест оказывается в Дельфах, где оракул
сообщает ему, что он должен вернуться в Афины.
В Афинах Ореста привлекают к суду, но Ареопаг благо-
даря заступничеству самой Афины его оправдывает. По
словам Павсания, он своими глазами видел алтарь, на
который возвели Ореста в знак его невиновности.
В <Орестее> Эсхила на сцене появляется сама Афина
и успокаивает Эриний, сводя их в Подземное цар-
ство, после чего злые Эринии становятся благими Эвме-
нидами - справедливость олимпийских богов побеждает
обычай кровной мести, заведенный древними хтониче-
скими божествами. В трагедиях Софокла и Еврипида
Фурии представляют собой лишь плод болезненной
фантазии Ореста, и драматургов интересует прежде
всего разница характеров Ореста и его сестры
Электры. Согласно Еврипиду, для того, чтобы
избавиться от мук совести, Оресту было необходимо
перевести в Грецию из Тавриды статую Артемиды
|
|