Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Бетти Редис - Кто есть кто в античном мире.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 148
 <<-
 
ких трагиков - только в <Аяксе> Софокла Одиссей
ведет себя великодушно. Одиссей не только сам при-
бегает к откровенной лжи, чтобы завладеть больным
ФИЛОКТЕТОМ, но еще и заставляет участвовать в
обмане молодого Неоптолема. Одиссей беспощаден к
еврипидовой ГЕКУБЕ, когда, несмотря на ее мольбы, он
отказывается сохранить жизнь ее дочери Поликсене.
В Афинах 5 в. до н.э. Одиссей был образом самого
беспринципного софиста: действительно, Одиссей у
Вергилия не испытывает никаких угрызений совести по
поводу похищения святыни - ПАЛЛАДИЯ, а СИНОН
рассказывает, как Одиссей казнил Паламеда по лож-
ному обвинению в предательстве, придуманному им
самим, ДИКТИС выставляет Одиссея в таком же свете.
Что касается новой литературы, похожий взгляд на
Одиссея нашел свое отражение, например, в <Филок-
тете> Жида.

Третья традиция трактовки образа Одиссея связана с
пророчеством Тиресия из одиннадцатой книги <Одис-
сеи>. Тиресий предсказывает, что Одиссей, несмотря на
подстерегающие его опасности, вернется в Итаку невре-
димым, однако потом должен будет с веслом в руке
совершить путешествие в страну, жители которой
никогда не видели ни лодок ни моря, и не солят свою
пищу. Как только кто-нибудь в той стране примет весло
Одиссея за лопату, это будет означать, что цель Одис-
сея достигнута и тогда, воткнув весло в землю, он
может возвращаться домой и жить в мире и спокой-
ствии. Тема этого путешествия Одиссея была разрабо-
тана в <Телегонии> - эпической поэме позднего про-
исхождения, однако, для европейской литературы ока-
зались существенными не новые приключения героя, а
сам по себе образ Одиссея как вечного странника, нигде
не находящего успокоения. Одиссей и Диомед поме-
щаются на восьмой круг дантова Ада - в <стонущем
огне> среди <лукавых советчиков> (<Божественная
комедия>, Ад 26), причем Одиссей терпит наказание еще
и за свое стремление исследовать недозволенное, кото-
рым Данте втайне восхищается. Сам Данте предлагает
свою оригинальную версию гибели Одиссея: Одиссей со
своими товарищами проплывают Геркулесовы столпы,
отправившись в путешествие, чтобы <изведать мира
дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны>.

<Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены>,-

говорит Одиссей своим спутникам, и они продол-
жают плавание до тех пор, пока не достигают огромной
горы Чистилища и терпят кораблекрушение. Таким же
предстает Улисс в одной из лучших поэм Теннисона.
В <Одиссее> Никоса Казанцакиса, задуманной как про-
должение поэмы Гомера, Одиссей после долгих лет
странствий пытается основать мировую столицу в
Африке, однако ему это не удается и он заканчивает
свои дни в Антарктике (символ одиночества), ища
правду уже не во внешнем мире, а в себе самом. Одис-
сей Казанцакиса - это индивидуум современного типа,
не принимающий жизнь такой как она есть, в то время
как герой написанного на пятьдесят лет раньше
<Улисса> Джеймса Джойса вполне сохраняет гомеров-
ский дух. Леопольд Блюм и другие персонажи
Джойса - жители современного автору Дублина имеют
своих прототипов в <Одиссее> Гомера.

Образ Одиссея - один из любимейших в изобрази-
тельном искусстве, особенно во времена Возрождения.
Рубене, Иордане, Тибальди, Карраччи, позже Тишбейн,
Тернер, Серов оставили замечательные интерпретации
этого, одного из самых парадоксальных характеров
античности.

\ОКЕАН
В ранних греческих мифах Океан представляет
собой скорее стихию, чем личность: у Гомера Океан -
это река, омывающая своими водами весь мир, в кото-
рую садятся и из которой вновь появляются Солнце и
звезды. Изображение Океана окаймляет щит, сделанный
Гефестом для Ахилла. У Гесиода Океан становится
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 148
 <<-