Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Бетти Редис - Кто есть кто в античном мире.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 148
 <<-
 
гии - Овидий приводит более 200 легенд, связав их в
единое изложение. Никакое другое произведение антич-
ной литературы не оказало такого сильного влияния на
европейское искусство, как <Метаморфозы>. Начиная с
15 в. античные сюжеты, почерпнутые из овидиевых
<Метаморфоз>, изображались художниками и скульпто-
рами великое множество раз - в качестве примеров
можно привести декорации на соборе Св. Петра в Риме
или во дворце Фонтенбло, серию из 112 сюжетов, сде-
ланную Рубенсом по заказу Филиппа IV Испанского,
серию рисунков Пуссена или иллюстрации к <Метамор-
фозам> Пикассо.

<Метаморфозы> были любимой книгой юности таких
разных людей как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете.
Овидий входит в четверку античных знаменитостей,
приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад
(<Божественная комедия>. Ад, 4). В средние века Ови-
дия почитали за колдуна - на его родине в Сульмоне до
сих пор сохранились предания о волшебнике <Видии>.
В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеа-
лом человека и тогда же -в 1471 его стихи были впер-
вые изданы.

В начале 14 в. неизвестный французский автор напи-
сал поэму <Морализованный Овидий>, а в 1342 друг
Петрарки Пьер Берсуир создал трактат с аналогичной
целью - выявить в произведениях Овидия христиан-
скую символику. Так, например, в Церере эти авторы
видели Церковь, обращавшую души к Истине посред-
ством евангельского света (ее факела). Над такими тол-
кованиями смеялся Рабле в предисловии к <Гаргантюа и
Пантагрюэлю>, говоря, что у Гомера иносказаний не
больше, чем у Овидия христианского духа. Тем не
менее, <Морализованный Овидий> оказал существенное
влияние на трактовку овидиевых образов в европейской
литературе (см. например, интерпретации легенд о
ПЕРСЕЕ, ГЕРАКЛЕ и ЛЕДЕ). Философы-гуманисты
видели в превращениях персонажей <Метаморфоз> в
растения или животных подтверждение концепции пере-
селения душ (см. АРИАДНА, ПСИХЕЯ). Овидием про-
должали восхищаться ив 19 в, и знакомство с его поэ-
зией было обязательным элементом классического обра-
зования, хотя содержание стихов Овидия не всегда
устраивало преподавателей с моральной точки зрения.

\ОДИССЕЙ (УЛИСС)
Существует три традиции трактовки этого персо-
нажа - две античных и одна средневековая. Одиссей
Гомера - это сын Лаэрта, царя Итаки (современной
Левкадии), муж Пенелопы и отец Телемаха, один из
героев <Троянской войны>. В <Илиаде> Одиссей про-
являет себя <хитроумным>, ловким и отважным воином:
вместе с Аяксом и Фениксом Одиссей избран посланни-
ком Агамемнона, вместе с Диомедом он совершает ноч-
ной набег на троянский лагерь (см. РЕС), становится
победителем на соревнованиях, устроенных на похоро-
нах Патрокла. В <Одиссее> он отличается прежде всего
своей изобретательностью, находчивостью и любозна-
тельностью. При этом Одиссей нежно предан своей
жене - Гомер говорит, что Одиссей не мог сопротив-
ляться Калипсо и Кирке только потому, что они были
богинями, в то время как от близости с Навсикаей Одис-
сей элегантно уклонился. Одиссей все время помнит о
своей главной цели - вернуться домой (ведь он не хотел
участвовать в троянском походе, притворился безум-
ным, но был разоблачен) и он действительно вновь
встречается с Пенелопой после двадцати лет стран-
ствий, полных удивительных приключений (см. ЭОЛ,
ЛЕСТРИГОНЫ, КИКЛОП, СЦИЛЛА, СИРЕНЫ). Хотя
Одиссей и славится своей хитростью, он, в противопо-
ложность библейскому Якову, всерьез никого не обма-
нул - он, можно сказать, мастер невероятной истории.
Гомеровский образ Одиссея-героя нашел отражение,
например, в <Троиле и Крессиде> Шекспира, в опере
<Возвращение Улисса на родину> Монтеверди, в серии
картин Козимо, посвященной Одиссею.

В негомеровском эпосе Одиссей проявляет себя на-
стоящим негодяем, таким же мы его находим у гречес-
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 148
 <<-