|
рыдала девять дней и девять ночей, пока боги не пре-
дали тела детей Ниобы огню, а ее саму не превратили в
скалу, до сих пор источающую слезы. Неподалеку от
этого места (гора Сипила) родился Павсаний, который
видел скалу, но объяснял ее происхождение естествен-
ными причинами. Об истории Ниобы Ахилл напоминает
Приаму в 24-й песне <Илиады>, пытаясь доказать,
что даже в таком горе, как у Ниобы (соответствен-
но - у самого Приама), нельзя забывать о сне и пище.
История Ниобы - это пример того как НЕМЕСИДА
наказывает человеческую дерзость со стороны
богов. Греческие скульпторы эпохи эллинизма
часто изображали рыдающую Ниобу и ее убитых
детей. Смерть детей Ниобы рисовал Давид. Имя Ниобы
иногда употребляется в качестве символа горя - так,
Байрон называл современную ему Италию <Ниобой
народов>.
\НИС
1) Царь Мегары, чья жизнь и счастливое царствование
были заключены в пурпурном (вариант: золотом) волосе
на его голове. (Ср. с библейским героем Самсоном).
Дочь Ниса Скилла, влюбившись в критского царя
Миноса, осадившего Мегару, вырвала волшебный волос
у спящего отца, тем самым лишив его бессмертия. Тогда
Нис превратился в альбатроса, а Скилла - в птицу
кирис. Эта легенда изложена в поэме <Кирис>, оши-
бочно приписываемой Вергилию, и в <Метаморфозах>
Овидия.
2) Юный троянский царевич, убитый вместе со своим
другом Эвриалом во время набега на лагерь рутулов.
Этот эпизод описан в девятой песне <Энеиды>.
\НУМА ПОМПИЛИЙ
Второй царь Рима, правивший после Ромула. Тради-
ционно считается, что Нума Помпилий ввел в Риме
календарь и установил религиозные обряды, разделение
граждан на сословия. Считалось, что ему в его начина-
ниях покровительствовала италийская богиня ЭГЕРИЯ.
Жизнь Нумы Помпилия описывают Плутарх и Ливии.
Личность этого царя следует считать полулегендарной.
_О
\ОВИДИЙ НАЗОН ПУБЛИЙ (43 до н. э.-ок. 18 н.)
Римский поэт. Овидий был видной фигурой в рим-
ском обществе вплоть до 8-го года, когда император
Август сослал его в Томы (совр. Констанца) - пригра-
ничный город на Черном море, подвергавшийся набегам
скифов. В Томах Овидий продолжал работу над <Скорб-
ными элегиями> и написал 4 книги <Посланий с Понта>,
все время надеясь, что он еще сможет вернуться в Рим.
Однако надеждам не суждено было сбыться. Причина
ссылки Овидия доподлинно не известна - сам же он
утверждал, что предлогом послужили его стихи и <про-
ступок>. Книги Овидия были изъяты из римских обще-
ственных библиотек, после того как он написал свою
поэму <Наука любви>, а <проступок>, вероятно, связан
с дочерью Августа - Юлией, которая тоже была
отправлена в ссылку.
Овидий был плодовитым поэтом, умевшим достигать
отточенности стиха и яркости описаний. Он обладал
редким для античности чувством цвета и любовью к
видимым формам,- создавая тем самым как бы руко-
водство для художников последующих эпох. Кроме зна-
менитого <Искусства любви> (наставления юношам, как
найти и удержать возлюбленных) Овидий написал также
<Лекарство от любви>, где учил, как следует заканчи-
вать любовные истории; три книги <Любовных элегий>,
и <Героини> - любовные письма в стихах от мифологи-
ческих и реальных женщин к их возлюбленным.
<Фасты> были задуманы Овидием как календарь в сти-
хах, однако до своего изгнания из Рима он успел напи-
сать стихи только к шести месяцам года. Некоторые
ранние произведения Овидия и знаменитая <Медея> уте-
ряны, однако до нас дошли 15 книг <Метаморфоз>,
представлявших собой энциклопедию античной мифоло-
|
|