|
его обучал ЭПИКТЕТ. Во время своего правления Марк
Аврелий пытался спасти Римскую империю от разди-
рающих ее напастей - набегов со стороны Дуная,
войны с Парфией, восстаний внутри страны и эпидемии
чумы. Он лично участвовал в военных походах и во
время своих путешествий написал книгу <К себе
самому>. Это одна из лучших книг древности, ее отли-
чает прежде всего необычное для античности личное
отношение автора к тексту. Он призывал бескорыстно
любить ближних и нравственно совершенствоваться;
счастье достигается знанием естественных законов и
верой в их разумность. Бюст Марка Аврелия показывает
его задумчивым и одиноким человеком. В честь победы
при Дунае в Риме воздвигли колонну, на которой в 17 в.
была установлена статуя апостола Павла. Статуя Авре-
лия осталась нетронутой в христианское время только
благодаря тому, что долгое время считали ее изображе-
нием императора Константина, признавшего хрис-
тианство и фактически превратившего его в государ-
ственную религию. Конная фигура Марка Аврелия ока-
зала влияние на скульпторов Возрождения, в частности
на Донателло.
\МАРС
Бог войны у римлян. В древности Марс был также
связан с земледелием, считалось что он мог наслать
гибель урожая или, наоборот, сделать его богатым,
однако в более поздние эпохи Марс отождествлялся с
греческим АРЕСОМ. Любовь Марса к Венере очень рано
стала рассматриваться в качестве художественного
сюжета, о чем говорят фрески в Помпеях. В эпоху Воз-
рождения Марс и Венера были символами Борьбы и
Любви, в союзе которых рождается Гармония - так, на
картине Боттичелли шлем Марса служит игрушкой для
купидонов Венеры. Венеру и Марса изображали также
Козимо, Тинторетто, Веронезе, Пуссен и Давид (<Марс,
обезоруженный Венерой>). Марс считался покровителем
Флоренции и, согласно распространенной легенде,
когда горожане были обращены в христианство и храм
Марса стал церковью Иоанна Крестителя, статую язы-
ческого бога горожане спрятали в одной из городских
башен. Когда готт Тотила разрушил Флоренцию, по-
врежденную статую Марса установили на городском
мосту. Флорентийцы считали, что эта статуя поможет
им восстановить разрушенный город. Как отец Ромула,
Марс считается родоначальником и хранителем Рима, в
то же время его храм был сооружен за городскими сте-
нами (войско не могло входить в город) на Марсовом
поле, где устраивались смотры кавалерии. Там же про-
изводились очистительные обряды. Священными живот-
ными Марса считались волк и дятел.
\МАРСИЙ
Фригийский флейтист, которого иногда считали
СИЛЕНОМ. Марсий подобрал флейту, которую Афина
сначала сделала, а потом выбросила, и научился на ней
играть. Марсий был настолько доволен своими успе-
хами, что осмелился вызвать на музыкальное соревно-
вание самого Аполлона. Судьями на этом соревновании
стали Музы. Аполлон победил и, привязав Марсия к
дереву, содрал с него кожу. Овидий добавляет к этому,
что все лесные боги и звери оплакивали Марсия, и из
этих слез возникла река Меандр. Наверное, этот
случай - самое жестокое проявление нетерпимости
олимпийцев к любому посягательству на их превос-
ходство. По римским копиям известна скульптурная
группа, изображающая Афину и Марсия, работы гречес-
кого скульптора пятого века до н. э. Мирона; известно
также изображение Марсия, узнавшего свою судьбу и
пришедшего в ужас (Пергам, 3 в. дон. э.). Платон в
своем <Государстве> говорит, что в противоположность
благозвучной аполлоновской лире, флейта вызывает
только темные дионисийские страсти. Неоплатоники
считали, что, играя на флейте, Марсий таинственным
образом приобщает себя к Богу; а содранную кожу они
считали символом внешней косной оболочки, сбросив
которую Марсий обнажает свое истинное внутреннее
бытие. Данте использует этот образ в своем воззвании к
Аполлону (<Божественная комедия>, Рай 1). Для хри-
стианских моралистов Марсий был символом наказан-
|
|