|
ной человеческой гордыни, позже победу Аполлона над
Марсием стали считать символом превосходства боже-
ственной гармонии над земными страстями и разума над
неразумием. Марсия изображали Рафаэль, Тинторетто и
Тициан. На замечательной картине Перуджино холод-
ные и самодовольные олимпийцы контрастируют с хруп-
кой фигурой Марсия.
\МАРЦЕЛЛ
Имя, принадлежащее римскому роду, известному
благодаря политической деятельности его представите-
лей в период с начала Пунических войн до 3 в. н.э.
Один из Марцеллов женился на Октавии, сестре импе-
ратора Августа, и их сын Марк Клавдий Марцелл был
одним из вероятных преемников Августа; он женился на
дочери Августа Юлии, но через два года умер. В его
память Август построил в Риме театр, большая часть
которого сохранилась до наших дней; Пропорций напи-
сал поэму на смерть Марцелла. В шестой книге
<Энеиды> Анхис заканчивает свои предсказания буду-
щего Рима описанием Марцелла: полководца, сражав-
шегося с Ганнибалом, известного под именем <Меча
Рима>, затем Анхис упоминает еще об Марцелле из рода
Клавдиев. На вопрос Энея о том, кто этот человек,
Анхис отвечает, что это Марцелл с несчастной судьбой,
чье имя стало символом невоплотившихся надежд.
Грамматик Донат (4 в. до н. э.) передает рассказ о том,
как Октавия, слушая это место <Энеиды>, упала в обмо-
рок. <Вергилий, читающий <Энеиду <Октавии и Ли-
вии> - известная картина Энгра.
\МАРЦИАЛ Марк Валерий (ок. 40-104 н. э.)
Римский поэт, автор эпиграмм и коротких стихотво-
рений. Среди стихов Марциала есть и лирические, и
непристойные, и сатирические. Марциал приехал из
Испании и после тридцати пяти лет жизни в Риме снова
удалился туда на покой. Мимо Марциала не прошла ни
одна сторона римской жизни, так что его произведения
<Зрелища>, <Гостинцы>, <Подарки> и др. до сих пор
служат источником исторической информации. Начиная
с эпохи Возрождения его творчество оказывало влияние
на литературную эпиграмму. Почитателем Марциала
был Гете (<Римские элегии>).
\МАСИНИССА
Царь восточной Нумидии. Во время Второй Пуни-
ческой войны сначала был на стороне Карфагена, а
затем перешел на сторону Рима. Масинисса помог Сци-
пиону Африканскому разбить карфагенян при Заме,
предоставив в его распоряжение свою конницу. (См.
также СОФОНИСБА). Третья Пуническая война
(149-146 до н. э.) началась, когда войска Масиниссы
вторглись на карфагенскую территорию. Масинисса
умер в 149 до н. э. Действие <СНА СЦИПИОНА> про-
исходит в доме Масиниссы незадолго до его смерти.
\МЕДЕЯ
Дочь Ээта, царя Колхиды. Обычно считается, что
Медея была жрицей Гекаты и колдуньей. Медея помогла
ЯСОНУ завладеть золотым руном и вместе с ним
бежала в Иолк. Там Медея вернула молодость отцу
Ясона Эсону, окунув его в чан с кипящим настоем вол-
шебных трав, а затем подговорила дочерей брата Эсона
Пелия сделать то же самое со своим отцом. В результате
узурпатор царского престола Пелий погиб, а Медея с
Ясоном бежали в Коринф. В Коринфе Ясон отдалил от
себя Медею, решив жениться на дочери коринфского
царя Главке (другой вариант - Креусе). Медея отра-
вила Главку и ее отца, послав им в дар пропитанные
ядом мантию и диадему, а затем, убив своих двух сыно-
вей - детей Ясона, умчалась в Афины на колеснице,
запряженной драконами. Павсаний описывает гробницу
сыновей Медеи в Коринфе и передает легенду об их
гибели. Пиндар ничего не говорит о злой натуре Медеи,
Гомер вовсе не упоминает о ней, однако все три великих
греческих драматурга - Эсхил, Софокл и Еврипид со-
здали трагедии на сюжет этой легенды, из которых до
нас дошла только <Медея> Еврипида. В этой трагедии
Медея предстает независимой женщиной со страстным
характером. В трагедии же Сенеки подчеркнуто колдов-
|
|