|
застольных бесед, и его комментарий на <СОН СЦИ-
ПИОНА>, написанный в духе неоплатонизма, пользо-
вавшийся большой популярностью в средние века.
Кроме того, сохранился небольшой фрагмент сочинения
Макробия о римском и греческом глаголе.
\МАНИЛИЙ Марк (начало 1 в. н. э.)
Римский поэт, автор <Астрономии> - дидактической
поэмы в 5 книгах, в которых изложены бытовавшие
тогда представления об астрономии и астрологии. Мани-
лий утверждает, что судьбы людей зависят от располо-
жения светил.
\МАНЛИЙ (КАПИТОЛИЙСКИЙ) Марк
Римский консул и герой легенды, изложенной
Ливием в пятой книге <Истории>, согласно которой
Манлия разбудил крик священных гусей, содержав-
шихся на Капитолии, и он успел поднять стражу и отра-
зить атаку галлов. По Ливию, это произошло в 387 до
н. э. Известно также, что он в качестве консула высту-
пал в защиту плебеев от долгового рабства, за что был
осужден патрициями и сброшен со скалы.
\МАНЛИЙ ТОРКВАТ Tит
Герой ранней римской истории, по преданию убив-
ший гигантского галла и снявший с него ожерелье (лат.
torques). Эта история, как и предыдущая, объясняет имя
одной из генеалогических ветвей Манлиев. На примере
Манлия Торквата видно, что такое римский <пиетет> и
римское чувство справедливости: Торкват добился
помилования для своего отца и в то же время самолично
приговорил собственного сына к смерти за неповинове-
ние! (ср. ЛУЦИИ БРУТ). В дальнейшем Торкват всегда
упоминался при рассказах о первых героях Рима -
например, о нем упоминает тень отца Энея в шестой
книге <Энеиды>. Известны Манлии Торкваты - совре-
менники Катулла - которые всегда чествовали основа-
теля своего рода в свадебных гимнах.
\МАНЫ
Духи умерших у римлян. Считалось, что они состав-
ляют некое коллективное божество, которое нужно уми-
лостивлять на могилах предков. Слово <маны> римские
поэты часто использовали для обозначения подземных
богов и вообще как символ царства мертвых, но в отли-
чие от лемуров их считали добрыми божествами (лат. di
manes - добрые боги), однако связанными со страшной
богиней Манией, насылавшей безумие.
\МАРИЙ (156-86 до н. э.)
Выходец из провинции, ставший римским консулом и
полководцем, благодаря своим способностям и стара-
нию. Марий в 104 году разбил войско африканского
царя Югурты - эту военную кампанию описывает Сал-
люстий - и одержал победу над тевтонами и кимврами,
совершавшими набеги на северную часть Италии. Кроме
того, Марий принимал участие в так называемой Союз-
нической (или Социальной) войне, то есть в войне про-
тив <социев> (союзников) - народов Италии, объеди-
нившихся в военный союз. Марий несколько раз подряд
избирался консулом и был необыкновенно популярен.
Примкнув к демократам-радикалам, Марий стал про-
тивником диктатора СУЛЛЫ. Это привело к первой
гражданской войне, в результате которой республикан-
ская форма правления была ликвидирована. Потерпев
поражение, Марий бежал в Африку, однако, в 87 он
сумел захватить Рим и расправиться со своими полити-
ческими противниками. Солдаты убивали всех, кому он
не отвечал на приветствие. Этот период римской исто-
рии, по-видимому, вызывал глубокий интерес у гречес-
кого историка Плутарха, чье <Жизнеописание Мария>
изобилует драматическими подробностями.
\МАРК АВРЕЛИЙ (римский император с 161 по 180)
Марк Аврелий Атонин родился в 121 в богатой ари-
стократической семье, осевшей в Испании; он был усы-
новлен своим дядей, императором Антонином Пием, и
объявлен его наследником и соправителем. Марк полу-
чил хорошее образование (см. ФРОНТОН Марк Корне-
лий) и посвятил себя стоической философии, которой
|
|