|
вается Лонгу и предположительно датируется серединой
третьего столетия н. э. История Дафниса и Хлои -
сюжет популярный в литературе, музыкальном и изоб-
разительном искусстве. Например, картины Карраччи,
Романо и других художников раннего и позднего вре-
мени, балет <Дафнис и Хлоя> по мотивам Лонга, и т. д.
\ДЕВКАЛИОН
Ной греческой мифологии, сын Прометея, который
посоветовал ему построить корабль (Ковчег), благодаря
чему Девкалион с женой Пиррой спаслись во время по-
сланного Зевсом на Землю потопа. Когда воды спали,
Девкалиону было сообщено божественное повеление -
бросать через плечо <останки матери>, т. е. камни. Из
камней, брошенных Девкалионом, возникали мужчины,
а из камней Пирры - женщины. Девкалион был отцом
Эллина, считающегося родоначальником греческого
народа; греки всегда называли себя эллинами, а свою
страну - Элладой.
\ДЕИДАМИЯ
Дочь царя острова Скирос; она полюбила Ахилла,
когда того скрывала мать от предначертанной судьбы.
Деидамия родила Ахиллу сына Неоптолема, или Пирра.
Эта послегомеровская легенда известна более всего по
версии римского поэта Стация, используемой в оперном
искусстве XVII и XVIII веков, например, Генделем.
\ДЕЛИЯ, ДЕЛИЙСКИЙ
1. Эпитеты Артемиды и Аполлона, т. к. они родились
на острове Делос.
2. Имя, которым Тибулл называл возлюбленную в
своих поэмах. Считается, что ее подлинное имя - Пла-
ния.
\ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ
Наиболее важный оракул Греции, основанный Апол-
лоном, утвердившим свою олимпийскую божественность
победою над Пифоном, хтоническим змеем, сыном Геи.
Это описано в <Гимне Аполлону> Гомером, где впервые
упоминается оракул. Прорицания передавались через
молодую жрицу. Пифию, находившуюся в состоянии
медиумного экстаза, и толковались жрецами. Прорица-
ния были заведомо двусмысленны (см. КРЕЗ) а жрица
не отличалась неподкупностью: Дельфы не советовали
оказывать сопротивление Персии, поддерживали
Спарту против Афин, а Филиппа Македонского - про-
тив Греции. Период наибольшего влияния оракула
выпал на время греческой заморской колонизации,
когда особенно часто его совета просили при
выборе покровителя или места для строительства но-
вого города. Позднее оракул вдохновлял Рим на
сопротивление Ганнибалу; его грабил Сулла, посещал
Нерон, и хотя Адриан пытался восстановить его
значимость, престиж оракула постепенно падал с
распространением христианства, а также астрологии,
как конкурентной формы прорицания. Павсаний (книга
10) ярко описал нападение на Дельфы вторгшихся в
279 до н.э. в Грецию галлов. Их ждала встреча с гре-
ческой армией, землетрясением, громом, снегом, камне-
падом, посланным Аполлоном и слепым ужасом, вы-
званным Паном. Неудивительно, что галлы оказались
разбиты. Храмы, по-видимому, разрушил Аларих в
396 н. э.
Считалось, что оракул был передан эмиссару импе-
ратора Юлиана, хотя скорее всего состоялась передача
поздней подделки последователей христианства, желав-
ших опорочить память Отступника. Вот три свиде-
тельства, вызывающие в памяти опустевшие ныне
Дельфы:
<Иди, скажи царю - разрушен пышный зал,
У Аполлона нет пристанища, и лавр пророка
По-вешнему не говорит, затих колодец чудный>.
Эти строки взяты Суинборном в качестве эпиграфа к
его <Гимну Прозерпине>. Сходная тема появляется и в
<Рождественском гимне> Мильтона (он едва ли не по-
|
|