|
следний, кто, подобно средневековым писателям объе-
динял Дельфы и Делос в Дельфос):
Оракул онемел,
Ни выкрика, ни мерзостного вздора
Не донесется сквозь высокий свод
Не может больше Аполлон из храма прорицать,
Свой Дельфос криком оглашая.
Ночной экстаз и тихих заклинаний
Не вызывает бледноглазый жрец
Из кельи прорицателя.
Дельфы считали средоточием земли, и священный
камень (омфала), означающий центр, как и более позд-
няя ее мраморная копия виденная Павсанием, был най-
ден в Дельфах. Местоположение и развалины Дельф
подробно и выразительно описаны Павсанием. Мы
узнаем о строениях с сокровищами-приношениями раз-
личных городов, о театре, стадионе, о храме Аполлона с
известными изречениями <Познай самого себя> и
<Ничего - слишком>, высеченными на фасаде. Возник-
новение надписей, по преданию, связано с посещением
Дельф Семью Мудрецами. Есть там и руины дома собра-
ний, которые во времена Павсания еще украшала заме-
чательная живопись Полигнота на темы Подземного
мира и Троянской войны.
\ДЕМЕТРА (<земля-мать>)
Греческая богиня плодородия, идентифицируемая с
римской Церерой. Она также - покровительница мате-
ринства. Поиски Деметрой дочери Персефоны (или
Коры, т. е. <девы>), похищенной Аидом, описаны Гоме-
ром в <Гимне Деметре>. Поиски привели ее в Элевсин,
где она вновь обрела свою дочь Персефону (Аид согла-
сился отпускать ее на поверхность земли на полгода).
В благодарность богиня дала юному сыну царя Трипто-
лему семена пшеницы и повелела ему обучить земледе-
лию людей по всему свету. Эта легенда изображена на
известном барельефе V века в Элевсине. Деметру свя-
зывали с доэллинскими <Великими таинствами> и
ритуалами, представлявшими борьбу и смену жизни и
смерти, а также мистическое возрождение через очище-
ние от смерти. Культ Деметры был широко распростра-
нен, но особенно ей поклонялись в Аркадии, на Сицилии
и Книде.
\ДЕМОКРИТ (ок. 460-370 до н. э.)
Греческий философ из Абдер во Фракии. До нашего
времени не сохранилось ни одной из его работ, охваты-
вавших многие области науки. В этике он был предше-
ственником Эпикура и поздних материалистов. Однако
в первую очередь Демокрит известен в связи с разви-
тием атомистической теории, которой он обучался у
Левкиппа. Демокрит считал, что все тела образуются в
результате случайных столкновений и <слипания> кро-
шечных неделимых однородных частиц, и что другие
миры постоянно образуются вследствие самопроизволь-
ных движений во вселенной. В народе Демокрит полу-
чил прозвище <смеющегося философа>, а Ювенал гово-
рил, что его всегда забавляла глупость людей.
\ДЕМОГОРГОН
Справедливо отмечалось, что <Демогоргон - это
грамматическая ошибка, ставшая богом>. Платон в
<Республике> и <Тимее> пишет о Демиурге, божествен-
ном творце мира. По-видимому, ученый Лактанций (III
в. н. э.) собирался написать в качестве замечания на
ссылку в <Фиваиде> Стация: <высшее существо, кото-
рое нельзя узнать>. Вместо этого он написал слово
<Демогоргон>, это имя было использовано Боккаччо в
его <Генеалогии богов> по отношению к первобытному
богу, которого он представлял прародителем других
древних божеств. Затем Демогоргон появляется в <Док-
торе Фаусте> Марло, у Спенсера и Мильтона, а также в
<Освобожденном Прометее> Шелли, как вечный свя-
щенный символ, изгоняющий ложных богов.
\ДЕМОСФЕН (384-322 до н. э.)
Афинский оратор и государственный деятель, за
свою политическую проницательность и стилистическое
|
|