|
Аристогитон схвачен и позднее казнен. Спустя три
года тирания оказалась свергнута, оба тираноубийцы
были почитаемы как освободители и основатели афин-
ской демократии. Знаменитая скульптурная группа в
их честь в Афинах, о которой упоминал Павсаний,
была вывезена в Персию Ксерксом и возвращена
много позже Александром. Известно множество римских
копий этой скульптурной группы. В римской истории
схожий образ имеют Брут и Кассий, и когда они
прибыли в Афины после убийства Цезаря, то их ста-
туи были удостоены стоять рядом со статуями тирано-
убийц.
\АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.)
Греческий ученый и философ, родился во Фракии,
учился в Афинах у Платона. После смерти Платона
путешествовал по восточному Средиземноморью и
некоторое время жил при дворе македонского царя
Филиппа учителем юного Александра. В 335 он вер-
нулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал
до своей отставки за год до смерти. Его школу иногда
называли перипатетической, так как обучение происхо-
дило во время прогулок, под крытой галереей (peripa-
tos). Его работы были собраны и изданы в первом веке
до н. э. По форме они кажутся набросками лекций,
которые охватывают все области науки и философии,
известные в его дни. Позднее возобладала популярность
стоиков и эпикурейцев, но Аристотеля заново откры-
вают в средние века, большей частью благодаря работам
арабских ученых, таких как Аверроэс и Авиценна, а в
латинском переводе были широко известны особенно
после того, как Фома Аквинский включил философию
Аристотеля в католическую теологию. Данте считал его
<первым среди знающих>, и все западные мыслители
использовали аристотелевскую систему классификации
и терминологии. Сочетание острого ума с исключитель-
ной наблюдательностью, а также последовательность
изложения фактов свойственны всем его работам, писал
ли он о политике, этике, физике или биологии, и глав-
ной его характеристикой можно назвать <сильно разви-
тый здравый смысл>. Во времена эпохи Возрождения
работы Аристотеля переводились больше, чем других
античных авторов, так как они являлись общим основа-
нием для схоластиков и гуманистов. Однако, если высо-
чайший полет воображения Платона стал откровением,
то Аристотель отождествлялся со схоластической логи-
кой, осужденной Эразмом Роттердамским, а его ориги-
нальные работы были забыты или утратили научное
значение. Полагают, что драматическое единство вре-
мени, места и действия, ставшее неизменным правилом
французских классицистов, берет начало в <Поэтике>
Аристотеля, однако сам философ не формирует правил,
он только замечает (исходя из практики театра, знато-
ком которого он был) при сопоставлении эпоса и траге-
дии, что первое не знает границ во времени, а второе
<старается удержаться в рамках одного оборота солнца,
или немного больше>. Он также указывал, что эпос
может описывать события, происходящие в разных
местах, в то время как пьеса ограничивается сценой
и небольшим числом актеров. В то же время он на-
стаивал на <единстве сюжета> <Поэтика> Аристотеля
содержит также теорию катарсиса, суть которого
в очистительном воздействии трагедии на душу чело-
века посредством возбуждения в нем сострадания и
страха.
\АРИСТОФАН (ок. 450-ок. 385 до н. э.)
Древнегреческий поэт-комедиограф. Единственный
из создателей <древней комедии>, чьи произведения
дошли до нас (из сорока - одиннадцать). Они иллю-
стрируют его склонность к пародированию, сатире, дра-
матической композиции, поэтической чувственности.
Его комедии отличались злободневностью, затрагивали
личности афинских политиков и политиканов, совре-
менных ему поэтов и философов (например, Сократ и
софисты). Наиболее известными из его пьес в современ-
ном переводе являются <Осы> (высмеивается страсть
афинян к сутяжничеству), <Облака> (пародия на софи-
стические методы воспитания), <Лягушки> (борьба с
нововведениями Еврипида). Аристофан оказал колос-
|
|