|
кой интерпретации его имя - МАРС. Ареопаг, или
Холм Ареса на северо-западе афинского Акрополя, был
местом собрания совета старейшин, советников царей,
но по прошествии времени этот совет утратил власть.
Он рассматривал дела, связанные с убийствами и
государственной изменой (см. ОРЕСТ). С <Марсова
холма> святой Павел обращался к афинянам (<Деяния>
XVII, 22). В искусстве нового времени Аресу посвя-
щены скульптурные работы Кановы, Торвальдсена;
полотна Боттичелли, Веласкеса, Тинторетто, Рубенса
и др.
\АРЕТУЗА
Нимфа, которую во время купания преследовал
речной бог Алфей. По просьбе Аретузы Артемида
открыла проход под морем, через который нимфа в
виде родника вышла на поверхность острова Ортигия
возле Сиракуз. Эта легенда стала сюжетом <Аретузы>
Шелли и мотивом пьесы Суинберна в стиле греческой
трагедии. На сиракузских монетах пятого века изобра-
жена голова Аретузы в профиль в окружении дельфи-
нов, и было сказано, что предмет, брошенный в Алфей
можно найти в роднике. Имелось также местное
поверье, что в 397 н. э., когда СТИЛИХОН нанес
поражение варварам у реки Алфей, на Сицилии
узнали об этом, увидев, что воды Аретузы окрасились
кровью.
\АРИОН
Греческий поэт конца 7 века до н. э.; он развил
дифирамбический тип хорального пения, придав ему
литературно-художественную форму. Арион родился на
Лесбосе, служил при дворе Периандра в Коринфе.
С успехом путешествовал по Италии и Сицилии.
Однажды, при возвращении в Коринф, он был ограблен
и выброшен в море командой корабля, но к берегу его
вынес дельфин. Эту похожую на легенду историю рас-
сказал Геродот и поэтому она воспринималась как
реальное событие. Можно предположить, что мужчина с
лирой на спине дельфина, например, на римской
мозаике в Остии - Арион. В росписях потолка герцог-
ского дворца в Мантуе, выполненных итальянским
живописцем Мантенья, Арион появляется вместе со
своим дельфином, а виновные моряки предстают перед
Периандром.
\АРИСТЕЙ
Второстепенный греческий герой, чей культ был
распространен в Фессалии. По свидетельству Пиндара,
он - сын Аполлона и нимфы Кирены. Был защитником
крупного рогатого скота, фруктовых деревьев и покро-
вителем пчеловодов. Вергилий в <Георгиках> (4) расска-
зывает историю о том, как боги истребили его пчел за
смерть Эвридики, которую укусила змея во время ее
бегства от Аристея. Кирена помогает сыну получить
совет у ПРОТЕЯ; следуя ему Аристей приносит жертву
нимфам и через девять дней в своем улье находит новый
пчелиный рой. Эта история больше похожа на фоль-
клор. Версия смерти Эвридики, предложенная Верги-
лием - сюжет картины <История Аристея> Никколо
дель Абате.
\АРИСТИД (ок. 540-467 до н. э.)
Афинский государственный деятель и полководец,
видный лидер в войне против персов, был инициатором
создания Афинского морского союза, который превра-
тился фактически в Афинскую империю. Плутарх про-
тивопоставляет его Фемистоклу, но им обоим пришлось
работать после Персидских войн над восстановлением
крепостных стен. Репутация честности Аристида стала
легендарной, и часто рассказывали историю, как один
горожанин голосовал за изгнание Аристида из общества
только потому, что устал слушать, как Аристида назы-
вают <самой справедливостью>.
\АРИСТОГИТОН
Афинский тираноубийца, вместе с Гармодием
собирался убить тиранов Гиппарха и Гиппия в 514
до н. э. Однако замысел осуществился только в отноше-
нии Гиппарха. Гармодий был изрублен стражей, а
|
|