|
сальное воздействие на сатирическую литературу эпохи
Возрождения. Эразм Роттердамский, Рабле, позже
Расин и Филдинг широко применяли приемы фактичес-
кой гиперболы и беспощадного гротеска.
\АРИСТОФАН ВИЗАНТИЙСКИЙ (ок. 257 -180
до н. э.)
Глава Александрийской библиотеки, выдающийся
филолог. Он написал литературно-критические про-
изведения о Гомере и Гесиоде, первый собрал и анноти-
ровал издания работ Пиндара, лирических и трагичес-
ких поэтов, комедий Аристофана. Он также написал
учебник по греческой грамматике и диалектике, ввел
систему ударений и придыханий, которые были адапти-
рованы в византийскую эпоху и все еще используются в
современном греческом языке. Он также является осно-
вателем научной лексикографии.
\АРКАДИЯ
Центральный горный район греческого Пелопоннеса,
по преданиям - место обитания бога Пана, дикая
область, которая позже была идеализирована как страна
пасторальных поэзии и песен, с нимфами и сатирами,
пастухами, их возлюбленными, живущими в идиллии и
наивной простоте. Аркадия в этом смысле является
декорацией для <Идиллий> Феокрита (хотя пейзаж,
который он описывает, больше соответствует Сицилии и
южной Италии), для эллинистических романов, таких
как <Дафнис и Хлоя>, и для <Эклог> Вергилия. Пасто-
ральные мотивы бурно развивались в эпоху Возрожде-
ния после распространения <Аркадии> Якопо Саннад-
заро (1481). <Влюбленный пастух> Марло, <Как вам
это понравится> Шекспира, <Календарь пастуха>
Спенсера, <Комус> и <Люсидас> Мильтона, <Адонаис>
Шелли,- все это вариации на одну и ту же тему, так же
как и <Крестьянская кантата> Баха, <Дафнис и Хлоя>
Равеля и <Сильвия> Делиба. Идиллические ландшафты
Пуссена и Клода - это тоже Аркадия, как и парковое
искусство 18-го века. Общество <Аркадия> было осно-
вано в Риме в 1690 королевой Швеции Кристиной в ее
уединении; оно стало первым из множества подобных.
Это продолжалось два столетия. Аркадия все еще появ-
ляется в романах Форстера, и, возможно, желание
общества избежать урбанизации приводит к идеализа-
ции <естественной> жизни. Слова <Я тоже родился в
Аркадии> впервые встречаются как название картины
Гверчино, более известной по двум копиям Пуссена, на
которой изображены аркадские пастухи, взирающие на
череп и могилу, возможно могилу Дафниса, который
умер из-за любви, как писал Вергилий в <Эклогах>.
Эти слова можно перефразировать как <Я тоже жил
в Аркадии>, т. е. знал лучшую жизнь,- такая трак-
товка была распространена в немецкой романтической
поэзии.
\АРТЕМИДА
Греческая богиня, возможно, еще доолимпийского
происхождения; в сочинениях Гомера она - дочь Зевса
и Лето, сестра-близнец Аполлона. Ей, как и Аполлону
поклонялись на острове Делос, а ее наиболее известные
святилища находились в Аттике и Эфесе. Артемида
была девой-охотницей, жившей среди дикой природы и
животных (см. АКТЕОН, КАЛЛИСТО, ИППОЛИТ) и
часто отождествлялась с Гекатой или Соленой - боги-
ней Луны. В Спарте существовал культ Артемиды-
Ортии, восходящий к крито-микенской культуре.
Своими стрелами богиня приносила естественную
смерть, но также наказывала за отсутствие благочестия
(см. НИОБА). Римляне называли ее Дианой. Поэтому,
ссылка в Новом Завете на храм Дианы в Эфесе, где
появление Св. Павла вызвало возмущение (<Деян>.
XIX), на самом деле ссылка на знаменитый храм Арте-
миды в Эфесе, одно из семи чудес древнего мира. Там
находится прославленная многогрудая статуя боги-
ни - покровительницы деторождения.
\АРХИЛОХ
Греческий элегический поэт середины седьмого сто-
летия до н. э. (он описал полное затмение солнца
648 года). Внебрачный сын рабыни и аристократа.
|
|