|
передача которой в качестве дара аннексированных
земель Армении, вызвала неудовольствие Рима и сде-
лала конфликт с Октавианом неизбежным. В 31 флот
Антония потерпел поражение у мыса Акция, так как
Клеопатра в разгар боя отплыла в Египет, а Антоний
бросился за ней, оставив флотилию. При вступлении
войск Октавиана в Александрию Антоний покончил с
собой.
На этот сюжет Шекспир создал драмы <Юлий
Цезарь> и <Антоний и Клеопатра>.
\АНТОНИН ПИЙ (137-161 н. э.)
Римский император; выходец из знатного сенатор-
ского рода; преемник Адриана, которого он причислил к
богам, за что и получил от сената эпитет <Благочести-
вый> (т. е. Пий). Время его правления отличалось миро-
любием и экономической стабильностью. Он продвинул
границы римской империи в Германии и Реции, возвел
знаменитый тридцатичетырехмильный оборонительный
вал в Шотландии, названный его именем. С 146 его
соправителем стал Марк Аврелий, которого он сначала
усыновил и потом женил на своей дочери, тем самым
была основана династия Антонинов.
\АНХИС
Троянский пастух (или царь), возлюбленный Афро-
диты, родившей ему Энея, будущего родоначальника
римлян. За то, что АНХИС разгласил тайну своего союза
с богиней, Зевс ослепил его ударом молнии. АНХИС изоб-
ражен главным образом в <Энеиде> Вергилия: Эней
выносит отца из выдающей Трои; какое-то время он
странствует вместе с сыном, умирает в Сицилии; Эней
спускается в царство мертвых, чтобы услышать пред-
сказание духа отца о великом будущем государства,
которое Эней основоположит.
В пластическом искусстве наиболее известна скульп-
турная группа Бернини <АНХИС, на плечах Энея поки-
дающий Трою>.
\АПЕЛЛЕС
Греческий художник второй половины четвертого
века до н. э., родом из Колофона, ученик Эфора и Пам-
фила; придворный художник Александра Македонского.
Ни одно из его произведений в оригиналах не дошло до
нас, но сохранились замечательные описания и, воз-
можно, копии. Античные авторы считали Апеллеса
величайшим художником своего времени. Наиболее
известны картины: <Афродита Анадиомена> (Выходя-
щая из моря); портрет Александра в образе громо-
вержца; Александровская мозаика и аллегорическая
картина <Клевета>, подробно описанная Лукианом и
интерпретированная Боттичелли.
\АРАТ (ок. 310-245 до н. э.)
Греческий поэт, выходец из Киликии; в Афинах изу-
чал стоицизм у Зенона, добился дружеского расположе-
ния Каллимаха и с тех пор жил при дворе македонских
царей. Его наиболее известное произведение - <Явле-
ния>,- большая астрологическая поэма о звездах и со-
звездиях, об астральных мифах, о знамениях природы
(для чего он использовал <Теогонию> ГЕСИОДА).
Поэма содержит прекрасные описания Золотого Века и
штормящего моря; она оказала большое влияние на
Лукреция и Вергилия. Отдельные ее части, переведен-
ные Цицероном на латынь, были широко известны в
средние века. Существовал древний манускрипт Арата,
он лег в основу знаменитой небесной карты Дюрера
(1515), первой схемы звездного неба, в которой боги
звезд начали возвращаться к своему классическому
изображению, вместо изображения в средневековом или
даже арабском одеянии.
АРЕС
Греческий бог войны, сын Зевса и Геры никогда не
был особенно популярен в мифах. В <Илиаде> он под-
держивал троянцев, в <Одиссее> (8) в песне Демодока,
феакийского царя,- Арес любовник Афродиты, в дру-
гих легендах он - отец ее сына Эроса. В постклассичес-
|
|