Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Иван Рак - Энциклопедия - Мифы древнего Египта
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
содержится "каталог" грехов, то в этих трёх композициях говорится о наказании, 
грешников вне всякой связи с тем или иным конкретным грехом. В центре внимания 
грешник, как таковой.

Наказания за грехи предусматриваются различные. Прежде всего это лишение 
умершего погребения. Уже в книге "Амдуат" (XVI в. до н.э.) повествуется о том, 
что утопленники, нашедшие могилу в водах Нила, вытаскиваются божествами на 
берег подземного Нила, где и предаются погребению, обретая таким образом всё 
необходимое для вечной жизни, но это не грешники. Подобные взгляды 
прослеживаются и в более поздних композициях. В той же книге "Амдуат" <...> 
говорится о грешниках, с которых восемь богов срывают погребальные пелены и 
обнажают "врагов, приговорённых к наказанию в Дуате" <...>

Осуждённые грешники лишены всего, что необходимо для вечной жизни, лишены тепла 
и света, которые излучает каждую ночь бог Ра, появляясь в Преисподней - свет и 
тепло предназначены для праведных. Грешников же ожидает лишь тёмный хаос. Они 
лишены всякой возможности общения с богами.

Весьма распространённое наказание грешников в Загробном Мире - связывание и 
заключение. Так, в "Книге Врат" <...> говорится, что "враги Осириса" связаны по 
четверо и по трое и бог Хор объявляет им: "Вы связаны сзади, злодеи, чтобы быть 
обезглавленными и перестать существовать". В "Книге Пещер" <...> Преисподняя 
описана как тюрьма, из которой грешники не могут выйти. Самым грозным 
наказанием грешника в потустороннем мире считалось окончательное уничтожение 
всего его существа - не только тела, но и души, и тени. Души грешников, в 
представлении египтян, существовали независимо от тела в перевернутом положении 
- вниз головой; они не могли воссоединиться с телом, чтобы жить полноценной 
загробной жизнью праведного покойника, а потому им предстояло полное и 
окончательное уничтожение. Одним из способов такого уничтожения было 
обезглавливание умершего, а также сожжение. Описаны разные варианты казни 
огнем: в книге "Амдуат" <...> грешников сжигают в котлованах. В "Книге Пещер" <.
..> казнь огнем совершается в специальных котлах, в которые бросают головы, 
сердца, тела, души и тени грешников."

Наиболее полное выражение идея загробного воздаяния нашла в цикле сказок о 
Сатни-Хемуасе, датируемом Поздним периодом. Для всех ранних сказаний 
характернее, что грешник карается за злодеяния ещё в земной жизни. Ниже изложен 
фрагмент сказки о Сатни-Хемуасе и Са-Осирисе. 


Сатни-Хемуас в Дуате
У фараона Усер-Маат-Ра был сын по имени Сатни-Хемуас, слывший искусным писцом и 
мудрецом. А у Сатни-Хемуаса был сын Са-Осирис ("Сын Осириса"). Когда Са-Осирис 
вырос, его отдали учиться в храмовую пколу, но очень скоро мальчик превзошёл 
всех своих наставников в мудрости и знаниях. Тогда его отдали в школу жрецов 
при храме Птаха, где он вместе с писцами изучал заклинания. Но и в школе жрецов 
Са-Осирису очень скоро не стало равных. Тогда Сатни-Хемуас привёл сына на 
празднество к фараону. Мальчик состязался в искусстве магии с самыми велиедми 
чародеями - и одержал победу. Первым мудрецом Мемфиса и Обеих Земель признал 
его фараон Усер-Маат-Ра!

Однажды Сатни-Хемуас, стоя на террасе своего дома, молился богам и вдруг 
услыхал вдалеке горестные вопли и стенания. Это хоронили богача, роскошно 
украшенный гроб несли на погребальных носилках, и сотни плакальщиц оглашали 
горы и долину причитаниями.

Потом Сатни-Хемуас второй раз взглянул с террасы своего дома и увидел похороны 
бедняка. Завёрнутое в старую рогожу тело несли в пустыню вдова и сын умершего. 
Больше никто не провожал его.

- Да сделает Осирис так, чтобы мне воздали в Дуате, как воздадут тому богачу, и 
да минует меня доля бедняка, которого несут в город мёртвых безо всяких 
почестей и церемоний! - воскликнул Сатни-Хемуас.

- Нет, - возразил вдруг Са-Осирис. - Ты получишь в Дуате то, что получит там 
бедняк, и минует тебя доля, уготованная богачу.

- Как! - опешил Сатни-Хемуас. - Не ослышался ли я? Неужели это слова сына, 
который любит своего отца!

- Так знай: если ты пожелаешь, я покажу тебе, что уготовано в Дуате богачу, 
которого оплакивают все, и что - бедняку, о смерти которого никто не печалится, 
- сказал Са-Осирис.

С этим словами он взял отца за руку и повёл его в некрополь. Они остановились 
подле одной из гробниц. Са-Осирис произнёс заклинание, и вдруг земля 
разверзлась у них под ногами, и они очутились в неведомом зале.

Под каменными сводами сидело множество людей, которые сучили веревки, а ослы 
позади них эти веревки съедали. Другие люди тянулись вверх, пытаясь достать 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-