|
делали его загробные пашни плодородными, приносящими богатый урожай, а его скот
- тучным и плодовитым. Чтобы покойный мог наслаждаться отдыхом и ему не
пришлось бы самому обрабатывать поля и пасти скот, в гробницу клали ушебти -
деревянные или глиняные фигурки людей: писцов, носильщиков, жнецов и т. д.
Ушебти - "ответчик". Шестая глава "Книги Мёртвых" рассказывает о том, "как
заставить ушебти работать": когда в Полях Иалу боги позовут покойного на работу,
окликнув его по имени, человечек-ушебти должен выйти вперёд и откликнуться:
"Здесь я!", после чего он беспрекословно пойдёт туда, куда повелят боги, и
будет делать, что прикажут. Богатым египтянам обычно клали в гроб ушебти - по
одному на каждый день года; беднякам же ушебти заменял папирусный свиток со
списком 360 таких работников. В Полях Иалу при помощи магических заклинаний
человечки, поименованные в списке, воплощались в ушебти и работали на своего
хозяина.
О заупокойном культе в Древнем Египте пишет М. А. Коростовцев: "В основе культа
лежали представления о том, что умерший после погребения продолжает жизнь,
аналогичную земной, т. е. нуждается в жилище, еде, напитках и т. п., поэтому
заупокойный культ прежде всего состоял в обеспечении умершим необходимых
жизненных благ. Во времена Древнего царства фараон жаловал своим вельможам ещё
при жизни гробницу. Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе
гробницу на собственные средства. В начальный период Древнего царства умершего,
обитавшего в гробнице, одаривали подношениями либо за счёт его самого, либо за
счёт короны. Для материального обеспечения культа умерших были отведены
специальные земельные участки, предназначенные для "кормления" умершего, а лица,
выполнявшие функции "кормления", назывались "хем-Ка" - "рабы Ка". Но очень
скоро эта практика оказалась весьма убыточной, и фактически дары в пользу
умершего были заменены магической фикцией. В мастабах сановников времени
Среднего царства обнаружены тексты, приглашающие посетителей некрополя
воздержаться от нарушения ритуальной чистоты и активно помочь умершему
заклинаниями и молитвами.
Обобщённо содержание этих "обращений к живым", дошедших до нас от времени V и
VI династий, сводится к перечисленным <...> пунктам: 1) посетитель некрополя не
имеет права приближаться к гробнице, если он ритуально не чист - если он ел,
например, запрещенную пищу; 2) посетитель не должен осквернять гробницу
ритуально - в противном случае ему адресовывались угрозы умершего; 3)
посетитель не должен наносить ущерб зданию гробницы, чтобы не навлечь на себя
гнев умершего; 4) к посетителю было обращено увещевание прочесть текст
жертвенной молитвы в пользу умершего; это магическое действо заменяло
материальное подношение.
Обращения адресованы либо близким и родственникам умершего, либо лицам, более
или менее случайно попавшим в некрополь, либо, наконец, лицам специального
назначения, призванным соблюдать культ мёртвых. Увещевание, адресованное "живым,
пребывающим [ещё] на земле", сопровождалось поощрением или угрозами со стороны
умершего: умерший обещал живому заступничество перед божественными силами в
случае благожелательного отношения к нему и угрозу "судиться" с ним перед
"великим богом" или даже "свернуть ему шею" в противном случае, а также угрозу
навлечь на него несчастье на земле. Таким образом, умерший по отношению к живым
воспринимался не как пассивное, нейтральное существо, а как существо, способное
причинить живым зло или, наоборот, оказаться им полезным.
Особое внимание уделено в этих текстах жертвенной молитве в пользу умершего,
заменявшей материальные подношения: так называемая формула "хетеп ди несу" -
"дар, даруемый царём". Молитва была обращена к богам с тем, чтобы боги
обеспечили умершего тем, что в ней перечислено. Существовало даже нечто вроде
более или менее стандартного "меню" для умерших - список продовольственных и
иных подношений: хлеб, пиво, быки, птица, разные виды одеяний и т. п. Чаще
всего молитва была обращена к богу Царства мёртвых Осирису и богу Анубису.
Заупокойная жертвенная молитва в интересах умершего произносилась от имени царя
- полубога и неограниченного повелителя материальных ресурсов всех храмов.
Подношения фараона как существа, приближённого к богам, были угодны богам и
поэтому эффективны. Так магическая фикция избавила египтян на многие столетия
от непосильных материальных расходов на культ мёртвых".
Загробное воздаяние за грехи
То, что в сохранившихся текстах и гробничных надписях говорится исключительно
об оправдательных приговорах Загробного Суда, вполне естественно: гробницу
египтянин строил и отделывал при жизни и, само собой, изображал себя
оправданным и блаженствующим в Полях Иалу. Во всех текстах главное внимание
уделяется внешнему действу Суда - перечислению имён демонов и стражей,
магических заклинаний и т. п. Как теперь представляется, для оправдания
умершему достаточно было знать все эти имена и заклинания и правильно соблюсти
предписанные обряды. Идея загробного воздаяния за грехи в религии Египта
возникла поздно и особой популярностью не пользовалась. "Описание различных
наказаний в результате Загробного Суда содержится в трех текстах времени Нового
царства: <...> книге "Амдуат", в композиции о Загробном Мире, не имеющей
египетского названия, известной в науке как "Книга Врат", и, наконец, в "Книге
Пещер" <...> Следует отметить, что если в 125-й главе "Книги Мёртвых"
|
|