|
Бубастисе. О культе кошек упоминает Геродот, культ их связывался с тем, что они
истребляют грызунов - врагов урожая. В эпоху Древнего царства кошки
ассоциировались с богами-змееборцами; известен (плохо сохранившийся) миф о
кошке - дочери Солнца и его Оке (поэтому на груди у статуэток священных кошек
часто изображали Око Уаджет). Умерших кошек бальзамировали и хоронили в особом
святилище при храме богини Баст в Бубастисе.
Павиан-кинокефал считался священным животным Тога. Культ его также связывался с
солнечным культом (поскольку при восходе Солнца горные павианы издают радостные
крики), с почитанием Луны и с заупокойным культом (павиан упоминается как один
из стражей входа в Дуат). Священные павианы жили при храмах в вольерах с
финиковыми пальмами; дрессированные павианы участвовали в религиозных мистериях.
Шакалы ассоциировались с западом, пустыней и богом Анубисом; культовым центром
собак и шакалов был Кинопольский ном. Почитание волков связывалось с культом
Упуаута.
Гиппопотамы, львы, свиньи
Почитание гиппопотама связано с культом Таурт, изображавшейся в виде беременной
самки этого животного; однако, несмотря на популярность Таурт, культ
гиппопотама особого распространения не получил: гиппопотамы почитались только в
Папремитском округе и ещё в некоторых местах. Иногда гиппопотамы считались
священными животными Осириса. В то же время, наряду с крокодилами, они
ассоциировались с силами зла и Сетом, олицетворяли врагов Ра.
Львы символизировали могущество богинь-львиц, чаще всего Сохмет, и мощь фараона.
Их культ носил локальный характер. Культовый центр - Леон-тополь (греч.; егип.
Та-сни, Инует).
Свинья в Египте считалась нечистым животным, ассоциировалась с Сетом, но в то
же время с древнейших времён ассоциировалась с небом, и в виде свиньи с
поросятами-звёздами на животе иногда изображалась Нут.
Ихневмон, еж, лягушка
Ихневмон (мангуста), зверёк, обладающий иммунитетом против змеиного яда,
истребитель гадов и грызунов, почитался прежде всего как змееборец; в одном из
мифов Ра побеждает Апопа в образе ихневмона. Ихневмоны легко приручаются, их
часто держали в домах для защиты от змей и крыс. Священным животным ихневмон
стал считаться с периода правления XXII династии, однако упоминания его в
религиозных текстах встречаются и раньше. Ихневмоны посвящались Солнцу, Ра и
Уаджет.
Ёж почитался как змееборец и ассоциировался с Ра. Культ ежа был распространён
повсеместно. В виде этого животного часто изготовляли сосуды для возлияний.
Лягушка почиталась из-за своей плодовитости (что символизировало плодородие);
ей приписывалась власть над разливами Реки, от которых зависел урожай. Кроме
того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладает способностью
самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением
после смерти. Иногда лягушку рисовали под Ладьей Ра; она считалась священным
животным богини Хекет. Культовые центры лягушки - Харвер и Абидос.
Насекомые, рыбы, змеи
Священным считался навозный жук - скарабей; культ его связывался с культом
Хепри. Существовало поверье (как и относительно лягушки), будто скарабеи
обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами,
защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после
смерти.
Из насекомых почиталась также ядовитая многоножка Сепа, священное насекомое
Атума.
Культ рыб возник ещё в Додинастическую эпоху. Священными в Египте были оксиринх
и лепидот. В мифе об Осирисе оксиринх, лепидот и фраг (последний священным не
считался) съели фаллос бога и были прокляты; поэтому, чтобы примирить почитание
оксиринха и лепидота с культом Осириса, была создана легенда, что эти рыбы
родились из крови Осириса, разрубленного и брошенного в воду Сетом. Оксиринх
(греч.; егип. Хат) почитался в Пермеджете (греч. Оксиринх), городе XIX
верхнеегипетского нома (согласно одному из мифов, под Пермеджетом состоялась
битва Хора с Сетом, и кровь раненного Сета впиталась в землю), и в Летополе,
где он был посвящен Хатхор (летопольские статуэтки оксиринха, в отличие от
остальных, имеют головной убор Хатхор - коровьи рога и солнечный диск с уреем).
|
|