|
Священные птицы
Богами считались мифические священные птицы - Вену и Великий Гоготун. Из птиц,
существовавших в действительности, наиболее почитаемыми были ибис, сокол и
коршун. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.
Культ ибиса, священной птицы Тота, был распространён повсеместно. В трактате "О
причинах почитания египтянами ибиса" Элиан пишет: "О следующих способностях
ибиса я слышал в египетских рассказах. Спрятав шею и голову в перьях под грудью,
он представляет подобие изображения сердца (по представлениям египтян, ум
находился в сердце, - поэтому ибис и ассоциировался с богом мудрости Тотом - И.
P.). Что он очень враждебен животным, гибельным для людей и плодов. <...>
Соединяется клювом, также и рождает детёнышей. Египтяне рассказывают и меня не
легко убедили, будто занимающиеся бальзамированием животных и сведущие в этой
премудрости признают, что внутренности ибиса длиной в локтей. Слышал я также,
что ходит он, делая шаги длиной в локоть. При затмении Луны закрывает глаза,
пока богиня снова не засияет. Говорят, что он любезен Ерме (Гермесу, с которым
греки- отождествляли Тота - И. P.), отцу словес, так как по виду подобен
природе слова: чёрные перья можно сравнить с умалчиваемым и внутри обращающимся
словом, белые же - с произносимым и слышимым, слугой и вестником, так сказать,
внутреннего. <...> Животное это весьма долговечно <...> По природе ибис весьма
горяч и прожорлив; ест гадость: питается змеями и скорпионами, но одно
переваривает легко, из другого выбирает более удобное для еды. Весьма редко
можно видеть ибиса больным. Всюду ибис запускает свой клюв и не обращает
внимания на грязь, идя по ней, чтобы и там что-либо подстеречь <...>".
Ибис олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность, почитался как змееборец.
"Когда хотели подчеркнуть продуманность и ясность действий человека, говорили,
что "поступки его - это походка ибиса Тота".
Соколу поклонялись в Египте с древнейших времён в связи с представлениями о
солнечном диске как о правом глазе бога Хора, который мыслился как летящий
сквозь пространство сокол. Позднее сокол ассоциировался с "душой" Ба,
изображавшейся в виде сокола с человеческой головой; считался священной птицей
Ра, Хора - сына Исиды, Монту; на протяжении всей истории египетской религии
считался покровителем и защитником фараонов.
В Египте, кроме того, было распространено почитание коршуна - птицы,
символизирующей небо и посвященной богиням Мут и Нехбет; ласточки (в связи с
мифом об Исиде, которая в облике ласточки летала вокруг колонны с трупом
Осириса - с. ; кроме того, с прилётом ласточек связывались разливы Нила), гусей,
считавшихся священными птицами Амо-на, Амона-Ра и Геба и олицетворявших
Великого Гоготуна; очень редко - цапли, в виде которой изображался Вену.
Крокодилы, бараны, козлы
Крокодилам поклонялись во многих местах, но особую значимость культ их приобрёл
в Фивах и в Фаюме - оазисе в ливийской пустыне, где при фараонах XII династии
была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось
водохранилище и развелось множество крокодилов.
Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека, им приписывалась способность
повелевать разливами Реки, приносящими на поля плодородный ил. Подобно тому,
как по особым признакам отбирался бык Апис, в Фаюме, в главном культовом центре
крокодилов и Себека - городе Шедите (греч. Крокодилополь) искали крокодила,
подходящего дня того, чтобы стать воплощением души Ба Себека. Такой крокодил
жил при храме в большом вольере, окружался заботой и почётом и довольно скоро
становился ручным; жрецы украшали его золотыми браслетами, амулетами и кольцами.
В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при
непосредственной угрозе жизни. Человека, которого утащил крокодил, хоронили с
особыми почестями. В заупокойном храме Аменемхета III обнаружены погребения
священных крокодилов, о которых также упоминает Геродот. В то же время, наряду
с гиппопотамом, крокодил считался воплощением зла и врагом Ра, ассоциировался с
Сетом.
Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы
плодородия и связывались в представлениях египтян с душой Ба - поскольку слова
"Ба" и "баран" звучали одинаково: в Эсне и на Элефантине бараны считались
воплощением Ба Хнума, в Гераклеополе - Херишефа, в Фивах - Амона(-Ра) (баран
Амона отличался от остальных священных баранов кривыми загнутыми рогами;). С
культом барана были связаны некоторые религиозные табу (так, в храм Хнума
запрещалось входить в одежде из бараньей шерсти).
Относительно культа козлов пишет Геродот. С козлом ассоциировался Банебджедет и
одно время бог Шаи.
Кошки, павианы, шакалы, собаки, волки
Кошка, священное животное богини Баст, почиталась повсеместно, но особенно в
|
|