|
змеи или в виде женщины с головой кобры - покровительница жатвы и урожая,
богиня доброй судьбы, удачи, богатства, деторождения, защитница беременных и
больных.
Почитать надлежит не только богов, но и всех священных животных. Только в этом
случае урожай будет обильным, а погода благоприятной для жатвы и сбора плодов.
Священные животные
Введение
Хотя изначально все божества представлялись в обликах животных, а в последующем
большинство богов изображались в зооморфных обликах (полностью либо частично),
сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества,
- за исключением тех случаев, когда строго определённое животное считалось
"воплощением души" какого-нибудь бога (например, чёрный бык Мневис - но не все
чёрные быки! - был воплощением души Ра и почитался как бог).
Наиболее распространёнными были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки,
павиана, крокодила и жука-скарабея; культы остальных животных носили локальный
характер. Часто бывало так, что животное, считавшееся священным в одном номе,
не считалось таковым в другом номе: там его могли убить, и это нередко влекло
за собой вражду между жителями разных областей. На ибиса, коршуна и сокола
охота былаа запрещена всегда и везде, на львов - только в дни праздника богини
Баст. В некоторых областях убивали крокодилов, если их разводилось слишком
много и они начинали представлять опасность для людей и скота.
Умершее священное животное, если смерть наступала в номе - центре его культа,
бальзамировали, клали в саркофаг и предавали погребению, обычно при храме.
Мёртвых кошек хоронили в Бубастисе, в специальном священном склепе, ибисов
доставляли в Гермополь, быков хоронили в том месте, где они умирали, на
западном берегу Нила, мёртвых коров бросали в Нил. Среди археологических
находок встречаются саркофаги жуков, ихневмонов, змей, рыб.
Священные быки и коровы
Культ быка связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при
сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался
олицетворением плодородия, и естественным образом почитание тех богов
плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с
культом быков. Коровы также почитались как подательницы пищи; кроме того, их
культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлением о небе как о
Небесной Корове.
Наиболее почитаемым быком был Апис (егип. Хапи) - душа Ка мемфисского Птаха,
олицетворение плодородия и душа Хапи-Нила и Ба Осириса как бога возрождающейся
природы. Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову и от него она
рождает золотого телёнка - солнечный диск. После смерти Аписа его душа
воссоединяется с Ба Осириса.
Апис и корова, его родившая, жили при храме Птах в Мемфисе; там же существовал
оракул, жрецы которого строили свои предсказания на поведении животного.
Ритуальный бег Аписа, как считались, приносил плодородие и достаток (сравн.:
ритуальный бег фараона на празднике Хебсед).
Умерших Аписов бальзамировали, мумии укладывали в саркофаги, которые затем
устанавливали в подземных галереях Мемфисского некрополя на западном берегу
Нила. В саркофаг клали различные украшения и амулеты.
После погребения Аписа жрецы приступали к поискам нового быка, годного для того,
чтоб он стал Аписом. Для этого животное должно было иметь ряд особых примет.
Об этих приметах упоминает Геродот: "Этот Апис, или Эпаф, должен происходить от
коровы, которая после отёла уже никогда не сможет иметь другого телёнка. По
словам египтян, на эту корову с неба нисходит луч света, и от него-то она
рождает Аписа. А телёнок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он
чёрный, на лбу у него белый четырёхугольник, на спине изображение орла, на
хвосте двойные волосы, а под языком - изображение жука". Всего Апис должен был
удовлетворять признакам. В течение всего времени поисков нового священного быка
(60 дней) жрецы соблюдали пост. Когда поиски заканчивались, нового Аписа
торжественно везли по Реке в Мемфис, в храм Птаха, а жители выходили на берег и
приветствовали священного быка.
Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (егип. Немур).
Мневис считался душой Ка гелиопольского Ра и "живым воплощением" бога Солнца.
Бык Бухис, или Бакис (егип. Бха) считался душой Монту в Гермонте и связывался
также с культом Осириса. Бухис был чёрным (правда, предполагалось, что цвет
шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути Солнца)
и изображался с солнечным диском между рогов. Обожествлены были также белый Бык
Мина, Бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут - Небесной Коровы, оплодотворяющий
её).
|
|