Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Иван Рак - Энциклопедия - Мифы древнего Египта
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
четыре пары божеств, олицетворяющих стихии, - Великая Восьмёрка, Огдоада. 
Мужские божества Восьмёрки - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и 
Амон ("Невидимый", т. е. Воздух) - имели облик людей с головами лягушек. Им 
соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет - богини со 
змеиными головами.

Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они 
создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на 
острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa".

По другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, 
родилось из цветка лотоса который вырос на Изначальном Холме; от радости 
младенец Ра заплакал, и из его слёз, упавших на Холм, возникли люди. Эта версия 
была распространена во всём Египте. "О лотосе, выросшем на Холме у города 
Хемену и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а 
изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся 
вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из 
официальных версий позднейших египетских космогоний.

В "Книге Мёртвых" сохранились фрагменты еще одной мифологической версии, 
связанной с космогонической доктриной Гермополя (но восходящей, очевидно, к 
древнейшим, архаическим представлениям): яйцо, из которого родился бог Солнца, 
снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун - белая птица, которая первой влетела 
во тьму и нарушила вековечное безмолвие Хаоса. Великий Гоготун изображался в 
виде белого гуся- священной птицы бога земли Геба. 

Ра создал Шу и Тефнут - первую божественную пару, от которой произошли все 
остальные боги. 



Фиванская космогония
Фивы (егип. Уасет) были столицей Древнего Египта в эпохи Среднего и Нового 
царств. До выдвижения Фив как политического центра там почитались: небесный бог 
Мин, бог Амон ("Невидимый", "Незримый" - т.е., очевидно, "Сокровенный", 
"Непостижимый разумом"), и бог войны Монту; супругой Монту в Фивах считалась 
богиня Раттауи, в Гермонте (егип. Иуни), втором культовом центре Монту, - 
богиня Тененёт и отождествлявшаяся с нею Иунит.

В Первый Переходный период культ Мина приобретает иное качество: Мин становится 
божеством плодородия, влаги, размножения скота и сексуальной потенции человека.

Первое выдвижение Фив как политического центра происходит в эпоху правления XI 
династии и связывается с объединением Севера и Юга в единое государство под 
эгидой этого города. К этому периоду относится наибольший расцвет культа Монту; 
фараоны XI династии берут имена в честь Монту: Ментухотеп ("Монту доволен"). 
Монту становится главным богом пантеона, его почитание делается всеобщим и 
тесно переплетается с солнечным культом: Монту выступает как одна из ипостасей 
Ра, именуется "Живая душа Ра", "Бык гор Восхода и Запада", иногда олицетворяет 
могущество Солнца; с этого времени появляются изображения Монту, иконография 
которых сходна с иконографией Ра - в виде человека с головой сокола. Появление 
<; этого же времени изображений Мина, держащего в одной руке свой фаллос 
(символ' акта самосовокупления бога-творца; сравн. с самооплодотворением Атума 
в гелиопольской космогонии), а в другой руке тройную плеть (символ владычества 
над миром), свидетельствует о слиянии к началу Среднего царства образов Мина и 
Атума и почитании Мина, как бога-творца.

В эпоху Среднего царства резко возрастает значимость культа фиванского Амона; 
фараоны XII династии берут имена уже в его честь: Аменемхет ("Амон во главе"). 
Очевидно, новые властители были вынуждены считаться с космогонической доктриной 
Гермополя, которой с Первого Переходного периода продолжала принадлежать одна 
из главенствующих ролей в общегосударственной религии - фиванское жречество 
заменяет культ Монту культом Амона, т.е. бога с таким же именем, как и у одного 
из богов гермопольской Восьмёрки. В этот же период происходит отождествление 
Амона и Мина. Культ Амона быстро сравнивается по значимости с древним 
традиционным культом бога Солнца Ра, и вплоть до Нового царства культы Ра и 
Амона сосуществуют параллельно; в Новом царстве происходит их слияние (см. 
далее).

В XVII в.. до н. э. Египет завоёвывают гиксосы (егип. "хикхасет"). Это слово 
иногда переводят "цари-пастухи" - захватчиками были кочевые скотоводческие 
племена, - однако более точным представляется перевод "чужие цари" 
"цари-иноземцы". (Греки истолковали слово "гиксосы" буквально, как название 
народа.) Гиксосы основали XV династию, короновав одного из своих военачальников,
 и царствовали в течение Второго Переходного периода на Севере - одновременно с 
фиванской династией, царствовавшей на Юге; столицей гиксосов был город Аварис 
(греч.; егип. Хауара, позднее ПерРамсес, Джане).

Второе возвышение Фив и возвращение им статуса столицы происходит в начале 
XVIII династии в связи с тем, что борьбу против гиксосов, закончившуюся их 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-