Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Иван Рак - Энциклопедия - Мифы древнего Египта
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
Сета (егип. Сутёх), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум,
 Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую 
Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов. 



Мемфисская космогония
По преданию, передаваемому Геродотом, Мемфис заложил объединивший Северный и 
Южный Египет в единое государство первый фараон Менее (егип. Аха? Нармер?). 
Мемфис был столицей всю эпоху Древнего царства-до распада централизованного 
государства (VI династия).

Первоначальное название города - Хет-Ка-Пта - "Дом (души) Ка (бога) Птаха", 
по-видимому, закрепилось впоследствии за всей страной в греческом "Айпоптос". 
Со времён VI династии город получил название Меннефер ("Прекрасное обиталище"), 
которое звучало по-коптски "Менфе" и трансформировалось греками в Мемфис. 

Вначале, когда повсюду простирался безжизненный Океан Нун, Птах, который сам 
был землёй, решил воплотиться в божество. Усилием воли он создал из земли свою 
плоть-тело и стал богом.

Воссуществовав, Птах решил сотворить мир и других богов. Сперва он создал их Ка 
и знак жизни "анх", затем - творческую силу будущих богов, дабы они, родившись, 
сразу же обрели могущество и помогли Птаху в его творчестве. Так как других 
материалов для деятельности у Птаха не было, он решил, что будет создавать всё 
сущее из себя - из земли, которая была его плотью.

Творение свершилось так: в сердце бога возникла Мысль об Атуме, а на языке - 
Слово "Атум"; бог произнёс это имя - и в тот же миг Атум родился из 
Первозданного Хаоса. Он стал помогать отцу в деле творения, однако действовал 
не самостоятельно, а лишь исполнял волю Птаха, был её проводником. По воле 
Птаха Атум создал Великую Девятку; Птах же дал всем богам могущество, наделил 
их мудростью.

После того, как Птах сотворил мир, он создал божественные волшебные 
слова-заклинания и установил справедливость йа земле. И была дана жизнь 
миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и 
всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов согласно этому 
приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение 
всех вещей. <...> Вышли из него (Птаха) все вещи: пища и еда, пища богов и все 
другие прекрасные вещи. И так было найдено и признано, что его сила больше, чем 
всех других богов.

Птах построил города, основал номы, поставил каменные изваяния богов в их 
святилища и ввёл обряд жертвоприношения. Боги вселились в свои статуи в храмах. 
Оглядев свою работу, Птах остался доволен.

Плоть и дух этого великого бога пребывают во всём живом и неживом, что есть в 
мире. Он почитается как покровитель искусств, ремёсел, кораблестроения и 
зодчества. Птах, его жена - богиня-львица Сохмет и их сын- бог растительности 
Нефертум составляют Мемфисскую Триаду. 



Гермопольская космогония
Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим 
центром не был. В эпоху Древнего царства назывался Унут - по имени 
богини-покровительницы нома, изображавшейся в облике зайчихи. В Первый 
Переходный период (IX- Х династии) Мемфис утрачивает статус столицы 
централизованного государства, власть концентрируется в руках номархов 
Гераклеополя (егип. Хенсу, Ненинесут), объявивших себя фараонами; 
соответственно возрастает политическое значение соседнего с гераклеопольским 
Заячьего нома, властители которого были союзниками гераклеопольских фараонов; 
растут популярность и значимость космогонической доктрины Гермополя. Город Унут 
получает название Хемену (коптск. Шмуну) - "Восемь", "Восьмёрка" - в честь 
почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Космогоническая версия 
Гермополя распространилась повсеместно, однако пользовалась значительно меньшей 
популярностью, нежели гелиопольская и мемфисская космогонии. Гораздо более 
важной была роль Гермополя как культового центра бога Луны и мудрости Тота и 
священных ибисов. Греки отождествляли Тота с Гермесомотсюда греческое название 
города. 

В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, 
Небытие и Тьма.

В некоторых источниках к "отрицательным" изначальным силам Хаоса причисляются 
три пары божеств: Тенему и его женская параллель Тенёмуит (Мрак, Исчезновение), 
Ниау и Ниаут (Пустота, Ничто), Герех и Герехт (Отсутствие, Ночь).

Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояли созидательные силы - 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-